Тахометр измеряет частоту вращения деталей, механизмов и других агрегатах автомобиля. Тахометр состоит из 2-х основных частей — из датчика, который измеряет скорость вращения и из дисплея, где будет показать значения. Во основном тахометр градуируется в оборотах в минуту.
Сделать такой прибор самостоятельно конечно же можно, предлагаю схему с микроконтроллером AVR Attiny2313. С таким микроконтроллером можно получить 100 — 9990 об /мин. , точность измерения составляет +/-3 оборотов в минуту.
Характеристики микроконтроллера ATtiny2313
EEPROM | 1 Кб |
Аналоговые входы (АЦП) | 0 |
Входное напряжение (предельное) | 5,5 Вольт |
Входное напряжение (рекомендуемое) | 4,5-5 Вольт |
ОЗУ | 128 байт |
Тактовая частота | 20 МГц |
Flash-память | 2кБ |
Из схемы видно что используется 2 входные цепы — вывод 6(РD 2) и 11 (РD 6). Первый — вход инто (Into) , это для расчета оборотов двигателя. А вывод 11 служит для регулировки яркости индикатора,при включении габаритов на авто.
На выводе 11 установлен резистор с номиналом 4.7 кОм, не изменяйте номинал, а то датчик начнет работать нестабильно при включение по однопроводной схеме.
В отличие других схем, тут использовались 4 транзистора и 4 резистора, таким образом схему упростили.
Схема имеет 8 сегмента в каждом символе, по 5 мА каждый, общая сумма будет 40 мА, следовательно на порты нет большой нагрузки. Посмотрим графики работы устройства.
Из графики можно заметить что ток может достигнуть от 60мА до 80мА на выход пин. Для точной настройки нужно подбирать ограничительные резисторы с номиналом 470 оМ.
Выбор дисплея не критичен, выбирайте любой светодиодный индикатор на четыре цифры, либо собирайте из отдельных светодиодов. Используйте красный индикатор, чтобы на солнце было все хорошо видно. Тахометр питается от 12 вольт.
Кварцевый резистор выбран на частоту 8МHz, для точного и стабильного измерения. Входной фильтр используется для подключения к выводу катушки зажигания.
В прошивке в 17-й строке найдите следующее.
17. #define byBladeCnt 2 //1- две катушки, 2 — одна катушка, 4 — мотоцикл…
Этот параметр нужно менять, если у вас советский автомобиль то поставьте 2, если мотоцикл то 4, а если автомобиль с системой зажигания с двумя катушками то 1.
Перейдем к изготовлении. Печатку делал по технологии ЛУТ, использовал односторонний фольгированный стеклотекстолит.
Все аккуратно собрал и положил в корпус от реле РП-7. По моему все вышло довольно красиво, далее осталось установить тахометр на панель управления. Устройства работает стабильно и надежно.
—Прошивка для индикатора с ОК(-)
—Исходный код на С (CodeVisionAVR)
—sch_splan
—pcb
—Прошивка_печатка
—прошивка для индикатора с ОА(+)