Универсальный блок управления дневными ходовыми огнями

Снимок12

С 2011 года все новые автомобили оснащаются дневными ходовыми огнями. ДХО монтируются в передний бампер автомобиля и служат для повышения его видимости на дороге в дневное время. Они должны включаться автоматически при переводе ключа зажигания в положение, обеспечивающее

работу двигателя (не путать с включением габаритных огней во время стоянки в темное время суток), а выключаться при включении фар или полном выключении зажигания. Для этого применяется специальный управляющий модуль.

ДХО по сути являются светодиодными световыми приборами, что позволяет говорить об их экономичности и повышенном ресурсе ( ~ 10000 часов непрерывной работы).

Однако цена на ДХО заводского изготовления вызывает угрюмый вид на лицах автовладельцев. Поэтому народные умельцы не преминули воспользоваться этим и стали делать и распространять доморощенные схемы управления ходовыми огнями.

Универсальный блок управления дневными ходовыми огнями

Как известно, во время работы двигателя катушка зажигания генерирует высокочастотное напряжение от 25 кВ до 50 кВ (в зависимости от типа зажигания). Это вызывает появление высокочастотного электромагнитного поля, и как следствие, высокий уровень эл. магнитных помех.

Конечно, эти помехи минимизируются экранированием катушки и высоковольтных проводов зажигания, но остаточное поле все равно имеется. И именно использование этого поля от импульсов на катушке зажигания можно применить для изготовления модуля управления дневными ходовыми огнями (далее ДХО) автомобиля.

Начало

Многие пытаются собрать схему управления ДХО на 555-м таймере (аналоговая интегральная схема для формирования одиночных повторяющихся импульсов), но зачастую добиться от таймера нужного алгоритма работы не удается. Альтернативным решением может стать схема на микроконтроллере типа ATmega8. Но на поверку оказывается, что для такого дела этот контроллер слишком хорош и дорог. А другие мелкие аналоги от Atmel’а не всегда удается найти, к тому же, все они также довольно дорогие, даже малопроизводительные.

В итоге, намаявшись и изучив кучу литературы, народные умельцы приходят к выводу, что оптимальным вариантом будет применение PIC12F629, 8-ми разрядного микроконтроллера с flash-памятью в 1 кБ, маленького, 8-ми ножечного, относительно недорогого. Для программирования контроллеров этого семейства применяются фирменные программаторы-отладчики, один из них PICkit-2 lite (см. рисунок).

Универсальный блок управления дневными ходовыми огнями

Схема блока дневных ходовых огней

Универсальный блок управления дневными ходовыми огнями Схема

Вот так примерно выглядит схема управления ДХО на базе PIC12F629



Схема довольно простая: линейный стабилизатор, ток потребления очень маленький (< 1.0мА при 5.5В, 4МГц; 20 мкА (типовое) при 2.0В, 32кГц ; < 1.0мкА в SLEEP-режиме при 2.0 В), так что в более продвинутом стабилизаторе необходимости нет. На входах (IN) делители в соответствии с входным сигналом. Для большей надежности стоят транзисторные ключи. На выходе (OUT) стоит полевой транзистор, который коммутирует стандартное автомобильное реле с током срабатывания не более 200 мА.

Выглядит вот так:

реле фот картинки

Алгоритм работы ДХО

Весь алгоритм работы основан на среднестатистических представлениях радиоинженеров о принципах управления ДХО.

После включения зажигания сразу подается питание на схему модуля управления, и она по наличию импульсов на катушке зажигания начинает распознавать, работает ли двигатель. При непрерывном наличии импульсов от катушке зажигания в течении 5 секунд ДХО автоматически включаются. В случае отсутствии импульсов от катушки зажигания в течение 5 секунд (к примеру, двигатель заглох, но зажигание включено) ходовые огни выключатся.

При принудительном включении габаритных огней ДХО отключаются сразу, независимо от других условий.
При выключении габаритов и наличии импульсов на катушке зажигания ходовые огни включаются сразу.

Подключение блока ДХО к системе электропитания автомобиля

Схема подключения тоже довольно простая

• Питание берется в любой точке, где оно появляется при включении зажигания (естественно, «минус» это кузов машины)
• Импульсы, индицирующие работу двигателя, можно брать с катушки зажигания либо с тахометра
• Сигнал включения габаритов берется с любой точки, где появляется +12В при включении габаритов
• К выходу подключается любое заводское автомобильное реле с потребляемым током не более 200 мА при напряжении 12В и коммутируемом токе 30-40А, чтобы можно было запитывать напрямую любую нагрузку, хоть внешние ДХО, хоть штатные фары.

При отсутствии отдельных ДХО реле подключается параллельно штатному реле управления ближним светом. В таком варианте подключения исключается работа 4-х лампочек габаритов и подсветки приборной панели, что уменьшает расход электроэнергии.
Точно также можно подключить и отдельные ДХО.

Печатная плата

Вот как выглядит виртуальная схема блока управления ДХО, смоделированная в Proteus (программе для автоматизированного проектирования электронных схем). Далее следует сделать схему разводки в DipTrace ( системе автоматизированного сквозного проектирования электрических схем и разводки печатных плат).

Снимок5 Снимок9

Затем можно приступить к пайке вживую, вид с обеих сторон.

Снимок7Снимок14

Вариант окончательной сборки

Проблем с подбором корпуса возникнуть не должно. Очень хорошо подойдет готовое автомобильное реле.

Универсальный блок управления дневными ходовыми огнями

Внутреннее содержимое реле можно выбросить. Если разъем на корпусе 6-ти контактный, то вас повезло. Если нет, то штатный разъем выбрасывается, и на его место термоклеем прилаживается подходящий по количеству контактов. В итоге, получается следующее (см. рисунок).

Универсальный блок управления дневными ходовыми огнями

Далее, плата лакируется средством CRAMOLIN ISOTEMP (термостойкое, влагоотталкивающее защитное покрытие на силиконовой основе, применяется для термоизоляции печатных гибких и жестких плат, эффективно до +500 0С). Для большей защиты плату можно упаковать в термоусадку.
Вся архитектура вставляется в корпус

Универсальный блок управления дневными ходовыми огнями Снимок4

Чтобы зафиксировать плату в корпусе, достаточно соединить две половины и сжать их до щелчка.

Универсальный блок управления дневными ходовыми огнями

Итоги

Таким нехитрым, нетрудоемким и малозатратным образом можно самостоятельно сделать блок управления дневными ходовыми огнями. Учитывая миниатюрность девайса, его можно разместить в любом месте автомобиля.

Универсальный блок управления дневными ходовыми огнями
Как было сказано выше, данная схема управления может быть подключена параллельно основной схеме электропитания автомобиля. Это означает, что в случае отказа или поломки достаточно всего лишь отсоединить разъем от реле и вся система будет работать в штатном режиме.

Проектируя свой модуль управления ДХО помните, что к эксплуатации допускаются только устройства, соответствующие ГОСТ Р 41.48-2004

Архив к статье…

 .

Рассказать друзьям:




Комментариев: 5 “Универсальный блок управления дневными ходовыми огнями”

  1. Пётр:

    А где прошивка?

  2. Алексей:

    Аккуратно выполнено! Автор молодец!)

  3. Ванька:

    кто-нибудь делал?, с прошивкой все в порядке?
    прошивается без проблем, а на выходе 0.

  4. regis:

    Собрал ваш блок ДХО. Работает нормально но только интервали между включением и выключением интервали 3 секунди а не 5 как должно быть. и можно менять ли время интервалов?

Написать комментарий