Схема управления вентилятором-модернизация в авто ВАЗ

Снимок159

В автомобилях ВАЗ старой комплектации, не предусмотрен процесс охлаждения двигателя после прекращения его работы. На практике опытным владельцам классических автомобилей ВАЗ давно известно, что после выключения горячего двигателя, особенно после продолжительной поездки, температура охлаждающей жидкости, которая находится в блоке цилиндров, имеет предельно высокую температуру. В старых моделях ВАЗ циркуляционная помпа, которая отвечала за перекачку охлаждающей жидкости, совмещалась с работой вентилятора охлаждения. После выключения двигателя внутреннего сгорания, помпа, как и вентилятор — прекращали работу.

После прекращения процесса работы двигателя наиболее горячие зоны начинают передавать свое тепло менее нагретым участкам. Таким как внешняя поверхность блока цилиндров, и бок расположения клапанов. Процесс мгновенного нагревания, вследствие чего может наступить опасное коробление алюминиевых деталей, и самого блока цилиндров.

Снимок160

В современных моделях автомобилей предупреждено это негативное явление предельного нагрева деталей двигателя внутреннего сгорания. Система управления обдува радиатора работает независимо от того, работает двигатель или нет.

Вентилятор продолжает некоторое время свою работу (около минуты), тем самым охлаждая выключенный двигатель. Плотность жидкости увеличивается, что способствует поступление на ее место жидкости с более высокой температурой. Это позволяет обеспечивать циркуляцией жидкости в системе охлаждения без работающей водяной помпы, которая как было сказано выше, не работает при выключенном двигателе.



Электрический вентилятор понижает температуру двигателя своим обдувом, также понижает температуру охлаждающей жидкости в радиаторе автомобиля, тем самым не допуская перегрева рабочего блока двигателя.

В карбюраторных двигателях для обеспечения такого режима работы достаточно было подключить схему вентилятор-термодатчик непосредственно к плюсу аккумуляторной батареи. Это позволяет сделать питание системы независимым от включенного или выключенного состояния системы. Автомобили с инжекторными двигателями модельного ряда ВАЗ 2110, в которых питание вентилятора осуществляется через плюс от замка зажигания.

Управление реле включения вентилятора положено на электронный блок управления, который при выключении зажигания также выключает и электромотор вентилятора. Как результат – перегрев и быстрый износ деталей двигателя. Все-то нужно внедрить в систему регулятор задержки выключения двигателя электровентилятора на 30-40 секунд.

схема вентилятора Ваз

На рис.1 изображена штатная схема вентилятора. Электромотор вентилятора через разъем подключается к положительной шине питания, которая идет от аккумуляторной батареи. «Минус» идет к реле электронного блока управления, который включает вентилятор.

схема управления вентилятором

На рис. 2 изображена схема задержки выключения, которую нам нужно изготовить собственными силами. Включить схему в цепь проводки автомобиля нужно новым разъемом, приобретенным в магазине электротоваров.

Далее приведено описание процесса работы электрической схемы. При подаче на электронный блок управления команды на включение вентилятора охлаждения радиатора контакты реле, который подключен на выходе блока, замыкают конденсатор С1, что в свою очередь приводит к полной его разрядке. На входе триггера Шмитта D1.1-D1.2 возникает логический ноль, который будет и на его выходе.

На выходе инвертора, который построен на двух параллельно включенных элементах D1.3 и D1.4 будет логическая единица. Напряжение, которое снимается с триггеров D1.3 и D1.4 поступают на базу транзистора VT1. Этот процесс вызывает открывание ключа транзисторов VT1 и VT2, через которые идет ток на реле К1.  Контакты реле замыкаются и подают напряжение на вентилятор охлаждения двигателя.

После того как замок зажигания выключает двигатель, соответствующий сигнал идет в электрический блок управления и контакты реле на выходе блока управления размыкаются. Напряжение на С1 еще некоторое время стабильно держится на уровне логического нуля. С1 постепенно получает зарядку через R1 до порога переключения триггера Шмитта D1.1- D1.2.

На этот процесс уходит в среднему около 30-40 секунд. Время продолжительности процесса зависит от емкости конденсатора С1 и сопротивления R1. Триггер Шмитта переключается в состояние единицы, на выходах элементов D1.3 и D1.4 возникает ноль. Ключ VT1 и VT2 закрывается. Реле К1 выключает двигатель вентилятора М1.

Задержка срабатывает всегда, при работе двигателя, а также при выключенном состоянии двигателя. В работающем состоянии система тоже работает. Таким образом, увеличивается эффективность охлаждения, что особенно заметно при стоянии в проке. При выключении двигателя, вентилятор работает еще 30-40 секунд, не давая двигателю перегреться.

Электрическая схема собрана на доступной элементарной базе. В микросхеме К561ЛН2, с шестью инверторами, входы которых нужно подсоединить к 14- или 7-мому выводу микросхемы. Реле К1 – стандартное, четырехконтактное, которое устанавливается на всех автомобилях ВАЗ.

Конденсатор С1 – лучше купить заграничного аналога. Так как от него требуется отличное качество и надежность в процессе эксплуатации. Диоды 1N4004 легко заменяются аналогичными диодами. Транзисторы КТ3102 и КТ604, которые используются в схеме, также можно заменить их аналогами.

Электрическая схема автоматического выключения вентилятора после определенного периода времени состоит из двух модулей. Одним из них является электронная схема, а второй – реле. Для всей нашей электронной схемы используют корпус от старого реле, найденного в своем гараже.

Схему аккуратно спаивают, и укладывают в водонепроницаемую коробку от старого реле. Припаивают четыре вывода, включают и проверяют работу. При необходимости подбирают необходимый резистор R1, чтобы получить необходимую задержку выключения.

После установки всех деталей электрической схемы, замазываем дно коробки смолой, для герметичности. Работающая схема включения вентилятора на автомобиле ВАЗ полностью готова.

Рассказать друзьям:




Написать комментарий