Преобразователь для автомобильного сабвуфера.

Снимок18

Преобразователь напряжения — одна из основных частей автомобильных усилителей высокой мощности. Преобразователь напряжения обеспечивает нужные параметры питания для автомобильных усилителей высокой мощности. Любой электронщик знает, что от напряжения 12 Вольт (напряжение в бортовой сети автомобиля) не реально получить больше 18 ватт звуковой мощности на нагрузку 4 Ом, но для питания мощных сабвуферных головок 18 ватт явно мало, ведь иногда мощность головок по несколько тысяч ватт.

ПН

Преобразователь напряжения является блоком питания для усилителя и последующих частей (фильтр, сумматор, блоки предварительных усилителей и стабилизаторов).  Для строения автомобильных усилителей малой мощности (80-120 ватт) можно использовать схему довольно простого, но хорошего двухтактного преобразователя, построенной на микросхеме TL494.

TL494 — двухтактный ШИМ контроллер, посключен по схеме генератора импульсов, частота которого определяется подбором компонентов цепи R3/C4. Советуется настроить генератор на частоту 45-60кГц.



Снимок17

Трансформатор мотается на подходящем по размерам кольце, в моем случае использовано ферритовое кольцо (импортное) от импульсного источника питания с мощностью 150 ватт. С таким сердечником, можно получить мощность 200-220 ватт, но я делал инвертор для усилителя на микросхеме TDA7294, следовательно, инвертор имеет двойной запас по мощности.

Силовые ключи серии IRFZ44, можно заменить на любые другие, к примеру IRFZ40/46/48, IRF3205, IRL3705 или на любые аналогичные. Номинальна мощность инвертора с указанными ключами составляет 150 ватт, максимальная мощность — 200. Если заменить полевые ключи на IRF3205, то легко можно снять выходную мощность 300 ватт с одной парой транзисторов, но возможно, придется подобрать сердечник с более большими размерами.

Снимок18

В качестве сердечника для импульсного трансформатора, можно использовать ферритовые кольца с проницательностью от 1500 до 3000НМ, оптимальный вариант 2000НМ — с ним гораздо меньше потерь в трансформаторе.

Первичная обмотка намотана 5-ю жилами провода 0,8 мм и состоит из 2х5 витков. Обмотка растянута по всему кольцу. Точно также мотается и вторичная обмотка, которая состоит из 13 витков, намотана тем же проводом, но количество жил всего три.

Снимок19

ВАЖНО! первичную и вторичную обмотку обязательно мотать в том же направлении. После намотки нужно сфазировать обмотки.

Первичная цепь, по сути, состоит из двух равноценных обмоток по 5 витков каждая. Теперь нужно подключить конец одной из этих обмоток к началу второй обмотки, место стыковки у нас и есть отвод от середины. Точно по такому же принципу подключаем и обмотки во вторичной цепи, там уже место стыковки , это средняя точка — GND

Входной дроссель может быть намотан на кольце феррита, состоит из 7 витков провода 1,5 мм. Обмотку дросселя можно мотать также и на кольцах из порошкового железа или ферритовом стержне с диаметром не менее 4мм и длиной от 25мм.

Выходные дросселя использовал готовые, от компьютерных блоков питания. Намотаны на стержнях (ферритовых) с длиной 2,5см и состоят из 8 витков провода 1мм.

Автор; АКА КАСЬЯН

Рассказать друзьям:




Комментариев: 3 “Преобразователь для автомобильного сабвуфера.”

  1. д 38:

    схема не соответствует описанию

  2. Юра:

    схема проверенная и рабочая на 99%,у меня не заработала токовая защита.с одной парой силовых транзисторов у меня сейчас собран и отлично работает.перед этим,когда проводил испытания делал на двух парах транзисторов и снимал с преобразователя в пределах 500 Вт. питалось все это дело от аккумулятора 190 А/Ч (на роботе у меня есть такие, работаю аккумуляторщиком). провода сечением 6 мм/квадратных при длине в 1 метр были теплые. ток потребления с акума не измерял,нет такого амперметра,а вот на выходе у меня было 7 ампер при напряжении 70 вольт.схема работала часа 3 без перекура,акум выдержал мое издевательство.но силовые ключи должны обязательно быть на хорошем радиаторе с принудительным охлаждением. еще мне очень понравился транзисторный драйвер на VT3-4-5-6. гораздо проще и дешевле чем готовая микросхема драйвер типа IR2112, (если не ошибаюсь) и ей подобных. этот транзисторный драйвер отлично управляет ключами даже под большой нагрузкой. проверял осциллографом на затворах сигнал отличный, без каких либо плавных открываний или закрываний. я уверен на все 100% что этот драйвер потянет и 3 пары транзисторов.так что лично от меня — можно делать спокойно и все будет работать.главное все должно быть строго по схеме. по поводу трансформатора то я мотал на трех склееных кольцах 45*28*8 на 2000-м феррите производства еще СССР. но так как корпус усилка у меня очень низенький то этот транс туда не влез,и пришлось все это дело переделывать.намотал на двух кольцах и с одной парой транзисторов его запустил. сейчас в машине питает два Ланзара (есть такие усилки,в инете есть схемы). не ради рекламы скажу что усилки мне понравились.все это дело работает уже год в машине, проблем ровно 0. качает два динамика 35 ГДН того же СССР производства.в планах сделать все тоже самое но мощнее для саба под 2 динамика 75 ГДН того же СССР. так что любители дерзайте смелее

  3. Руслан:

    Юрий поправьте меня пожалуйста если я не правильно понял:
    1 обмотка 2 пятижильных по 0,8 сечением и 5 витков
    2 обмотка 2 трехжильных по 0,8 сечением и 13 витков
    все верно?

Написать комментарий