Цифровой тахометр на AVR микроконтроллере (ATtiny2313)

32453-9

Тахометр измеряет частоту вращения деталей, механизмов и других агрегатах автомобиля. Тахометр состоит из 2-х основных частей — из датчика, который измеряет скорость вращения и из дисплея, где будет показать значения. Во основном тахометр градуируется в оборотах в минуту.

Сделать такой прибор самостоятельно конечно же можно, предлагаю схему с микроконтроллером AVR Attiny2313. С таким микроконтроллером можно получить 100 — 9990 об /мин. , точность измерения составляет  +/-3 оборотов в минуту.

Характеристики микроконтроллера ATtiny2313

EEPROM 1 Кб
Аналоговые входы (АЦП) 0
Входное напряжение (предельное) 5,5 Вольт
Входное напряжение (рекомендуемое) 4,5-5 Вольт
ОЗУ 128 байт
Тактовая частота 20 МГц
Flash-память 2кБ

Цифровой тахометр на AVR микроконтроллере (ATtiny2313)

Расположение выводов ATtiny2313

Цифровой тахометр на AVR микроконтроллере (ATtiny2313)
Из схемы видно что используется 2 входные цепы — вывод 6(РD 2) и 11 (РD 6). Первый — вход инто (Into) , это для расчета оборотов двигателя. А вывод 11 служит для регулировки яркости индикатора,при включении габаритов на авто.

Снимок15



На выводе 11 установлен резистор с номиналом 4.7 кОм, не изменяйте номинал, а то датчик начнет работать нестабильно при включение по однопроводной схеме.

Цифровой тахометр на AVR микроконтроллере (ATtiny2313)

В отличие других схем, тут использовались 4 транзистора и 4 резистора, таким образом схему упростили.

Снимок17

Схема имеет 8 сегмента в каждом символе, по 5 мА каждый, общая сумма будет 40 мА, следовательно на порты нет большой нагрузки. Посмотрим графики работы устройства.

Цифровой тахометр на AVR микроконтроллере (ATtiny2313)

Из графики можно заметить что ток может достигнуть от 60мА  до 80мА на выход пин. Для точной настройки нужно подбирать ограничительные резисторы с номиналом 470 оМ.

Цифровой тахометр на AVR микроконтроллере (ATtiny2313)

Выбор дисплея не критичен, выбирайте любой светодиодный индикатор на четыре цифры, либо собирайте из отдельных светодиодов. Используйте красный индикатор, чтобы на солнце было все хорошо видно. Тахометр питается от 12 вольт.

Снимок20

Кварцевый резистор выбран на частоту 8МHz, для точного и стабильного измерения. Входной фильтр используется для подключения к выводу катушки зажигания.

Цифровой тахометр на AVR микроконтроллере (ATtiny2313)

В прошивке в 17-й строке найдите следующее.

17. #define byBladeCnt 2 //1- две катушки, 2 — одна катушка, 4 — мотоцикл…

Этот параметр нужно менять, если у вас советский автомобиль то поставьте 2, если мотоцикл то 4, а если автомобиль с системой зажигания с двумя катушками то 1.

Снимок22

Перейдем к изготовлении. Печатку делал по технологии ЛУТ, использовал односторонний фольгированный стеклотекстолит.

Снимок23

Все аккуратно собрал и положил в корпус от реле РП-7. По моему все вышло довольно красиво, далее осталось установить тахометр на панель управления. Устройства работает стабильно и надежно.

Цифровой тахометр на AVR микроконтроллере (ATtiny2313)

 

Прошивка для индикатора с ОК(-)
Исходный код на С (CodeVisionAVR)
sch_splan
pcb
Прошивка_печатка
прошивка для индикатора с ОА(+)

Рассказать друзьям:




Комментариев: 2 “Цифровой тахометр на AVR микроконтроллере (ATtiny2313)”

  1. Евгений:

    А выход на габариты не обязательно собирать наверно? просто он у меня на плату не вмещается

  2. Вадим:

    Можно ли модифицировать схему чтоб обороты мерять не от катушки зажигания а например от оптопары или датчика холла? Так универсальней будет. И возможность подключить и к електро двигателю и к дизелю. Что тогда поменять в схеме, и в прошивке?

Написать комментарий