Схема очень часто применяется в самодельных автомобильных зарядных устройствах – в качестве защиты от переполюсовки питания. В схеме важной частью является электромагнитное реле 15-30 Ампер, через замкнутые контакты этого реле и идет ток заряда аккумуляторной батареи.
Схема защиты от переполюсовки
Реле замыкается при подключенном аккумуляторе, и если полярность не спутана, то начинается цикл заряда аккумуляторной батареи. При неправильной полярности (переполюсовка) через светодиод, который подключен в обратном направлении, идет ток, в следствии чего последний засвечивается.
Другими словами – свечение светодиода свидетельствует о том, что вы перепутали полярность, и выводы зарядника нужно сворачивать, если светодиод не горит, значит все подключено правильно.
В схеме нужно использовать электромагнитное реле с напряжением катушки 9-12 Вольт.
Светодиод – любой , желательно красного цвета. Резистор R1 задействован в качестве ограничителя тока светодиода, поскольку последний подключен к линии 12 Вольт, в случае подключения без этого резистора, светодиод мгновенно выйдет из строя при переплюсовке.
Номинал этого резистора не критичен, желательно использовать резисторы с мощностью 0,5-1ватт. Сопротивление этого резистора может быть от 470 Ом до 2,2к Ом – меньше или больше не советую, золотой номинал 1 кОм.
Устройство успешно работает и с сетевыми и с импульсными зарядными устройствами, не зависимо от производителя. Чаще всего применяется в самодельных зарядных устройствах. Должен заметить, что даже довольно хорошие зарядные устройства промышленного образца иногда не имеют защиту от переполюсовки питания.
В следующей статье я расскажу о системе защиты от переплюсовки с применением всего одного компонента, так, что оставайтесь с нами.
Автор; АКА КАСЬЯН
.
Иногда, аккумулятор разряжается достаточно сильно, бывает люди забывают выключить магнитолу. свет в салоне и т. д. на выходные. Оставив машину в гараже. Я в курсе, что глубокий разряд свинцово-кислотных АКБ резко снижает их ёмкость! Но аккумулятор разряжается достаточно сильно и его напряжения падает до такого уровня, что реле в включенным последовательно диодом не может сработать и подключить АКБ к зарядному. Опыт друзей при использовании защиты этого типа. Подключаем АКБ и – тишина… зарядное не ВИДИТ сильно севший аккумулятор… Либо принудительно нужно замыкать контакты реле, можно обмотку реле запитать через дополнительный выключатель от самого зарядного или что то подобное придумать. Возможно можно ослабить проужину реле, что бы срабатывало при низком напряжении – помогает… Предохранитель не помешает в любом случае добавить, если его нет в схеме зарядного.
Можно другое реле поставить. Например с напряжением срабатывания 9В. По даташиту на подобное реле (JQC-3F(T73)-1C-9VDC) управляющее напряжение варьируется от 5В до 48В.
У меня другой вопрос по схеме – зачем VD3 нужен?
А что обычный диодный мост сложно поставить???
Можно и диодный мост, но это решение более красивое.
Недостатки диодного моста:
1. Падение напряжения на 2х диодах включенных последовательно от 2*0,4В(если это диоды Шотки) до 3В (если это обычные КД213, например). Если ЗУ со стабилизацией напряжения, то нужна регулировка для компенсации падения выходного напряжения на этом диодном мосту.
2. Это падение напряжения из п.1 да умножить на 5-10А силы тока зарядки будет выделятся в тепло. И это тепло 4-30Вт надо рассеивать дополнительным радиатором.
Контакты реле не вносят таких недостатков,как диодный мост.