Реле включения вентилятора системы охлаждения двигателя.

Схема

Реле включения вентилятора системы охлаждения двигателя с регулировкой момента срабатывания. Реле было создано на основе коммутатора 130 бесконтактной системы зажигания автомобилей ГАЗ старого образца. Коммутатор 131 новой конструкции для этих целей непригоден. Коммутатор 130 широко распространен, он имеется в наличии в любом автохозяйстве, легко ремонтируется и не содержит в себе редких и дорогостоящих деталей. Принципиальная электрическая схема коммутатора 130 изображена на рис. 1.

Реле включения вентилятора системы охлаждения двигателя.

Рис. 1 Принципиальная схема коммутатора 130

В большинстве случаев в данном коммутаторе выходит из строя транзистор КТ848, расположеный на радиаторе охлаждения. Его можно заменить на любой аналогичный транзистор средней мощности с NPN-переходом (КТ серии 8). Наша задача – переделать схему согласно рис.2 с максимальным использованием имеющихся элементов.

Реле включения вентилятора системы охлаждения двигателя.

Рис. 2 Принципиальная схема реле вентилятора

Согласно схеме, при росте температуры уровень сигнала, поступающий на датчик, уменьшается. В момент, когда потенциал на резисторе R** станет ниже напряжения стабилизации на стабилитроне V**, транзистор V4 закроется, но откроются транзисторы V5 и V6. Реле сработает и своими контактами подаст напряжение на электродвигатель вентилятора. За счет гистерезиса реле, его частое переключение исключается (ток отпускания ниже тока срабатывания).

Гистерезис переключения реле зависит от номинала резистора R3. Чем оно меньше, тем больше разница температуры включения-выключения, но не менее 50 кОм. В среднем же номинал резистора R3 должен быть в пределах от 50 кОм до 1 МОм. Для регулировки предусмотрен подстроечный резистор R** номиналом 2-10 кОм. V** — стабилитрон с малой зависимостью от температуры на 3,5-5,1 В. Схема подключения устройства показана на рис. 3

Снимок91

Рис.3. Схема подключения реле

Наладку устройства следует производить на автомобиле с прогретым двигателем. При помощи подстроечного резистора R** необходимо установить момент срабатывания реле. При монтаже следует учитывать, что устройство будет подвержено влиянию достаточно высокой температуры и вибрации.

Это устройство безотказно эксплуатировалось на протяжении нескольких лет. В результате работы было выявлено 2 недостатка:

1. Из-за чувствительности к температуре параметры стабилитрона и транзисторов несколько изменяются. Это приводит к смещению точки переключения реле на ±3 С?;

2. В момент переключения реле возникают сильные помехи, которые слышны в магнитоле.

И ещё хочу отметить один момент, если Вы решили поменять или приобрести новый автомобиль, то я хотел бы  порекомендовать автомобили Citroen. В каталоге найдёте авто любой марки и можете сравнить их характеристики, выберите свой вариант автомобиля.

.

Оцените статью