Очень мало статей о том как делать контрольно-тренировочный цикл, то есть КТЦ АКБ если сокращённо. Скоро зима и необходимо подготовить свой АКБ, чтобы в первые морозы он не умер… Уделите немного времени и ваш аккумулятор, будет работать ещё не один год…
ОЧЕНЬ ВАЖНО ЗНАТЬ ВСЕМ!
- 1) Недопустимо оставлять на морозе разряженную батарею. Электролит низкой плотности замерзнет, и кристаллы льда приведут ее в негодность. При плотности электролита 1.2 г/см3 и ниже (это разряд батареи более чем на 60% ) температура замерзания электролита составляет около -20°С. А если плотность снизиться до 1,09 г/см3, что приведет к его замерзанию уже при температуре -7°С. Для сравнения –электролит плотностью 1.28 г/см3 замерзает при t=-65°С.
- 2) Средний срок службы современных АКБ при условии соблюдения правил эксплуатации — а это недопущение глубоких разрядов и перезарядов, в том числе по вине регулятора напряжения — составляет 4-5 лет. Иначе Ваш АКБ выйдет из строя намного быстрее.
- 3) Опрокидывание аккумуляторной батареи и слив электролита могут привести к замыканию пластин и выходу ее из строя.
- 4) Перед длительной зимней стоянкой также обслужите батарею, но не храните ее в теплом помещении, а оставьте на автомобиле со снятыми клеммами. Чем ниже температура, тем меньше скорость ее саморазряда.
Одним из важных компонентов нормальной работы любого автомобиля является аккумуляторная батарея (АКБ). Он является залогом комфорта и обеспечение безопасности вашего авто. Частенько долгое время развлекает Вас музыкой. По несколько недель «охраняет ваш автомобиль» обеспечивая питание для вашей сигнализации. Ежедневно по многу раз заводит Ваш двигатель, получая очень большой «стресс».
Но когда аккумулятор измученный жизнью теряет свой заряд и не хочет Вас заводить… Одна половина автомобилистов ищет тех, кто их «прикурит» другая половина просто заводит машину с толкача. И как только машина завелась, большинство сразу забывают про бедный АКБ, который уже был на грани.
Поездив немного или просто дав машине поработать 15 минут думают, что все он зарядился… Но после такого неприятного случая хороший автомобилист зарядит АКБ, а другие просто забудут это до следующего раза, который неизбежно скоро случится. Практически каждый автомобилист был в такой ситуации. Но что ты делаешь для того чтобы АКБ тебя не подводил?
Все знают что за двигателем надо следить и проводить ТО. Менять масло, доливать разные жидкости и т.д. Но мало кто знает, что и за АКБ надо следить и проводить хотя бы один раз в год КТЦ АКБ и в течение эксплуатации следить хотя бы за уровнем электролита.
Но сейчас на рынке существуют множество АКБ самых разнообразных которые делятся на 4 типа: обслуживаемые, малообслуживаемые, гибридные и необслуживаемые.
В данной статье будут рассмотрены малообслуживаемые АКБ. Они установлены у значительного большинства автомобилистов. Если у Вас другой тип АКБ думаю, Вы это знаете, если Вы не уверены какой АКБ у Вас установлен обратитесь к специалистам.
И так мы определились, что КТЦ АКБ необходимо производить хотя бы ежегодно. Если у Вас имеется навык работы с электрооборудованием, то можно попробовать справится своими силами. Если Вы не поняли о чем идет речь, не видели, как выглядит мульти тестер и у Вас отсутствует зарядное устройство. То лучше обратитесь в СТО.
Проводим контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) АКБ
Для проведения КТЦ аккумуляторной батарее необходимо иметь: ареометр, мультитестер, зарядное устройство АКБ, нагрузка для разряда (лампа ближнего света 45-65Вт) и немного метаматематики)))
КТЦ — это операция, позволяющая в большинстве случаев восстановить работоспособность подержанных и сильно разряженных аккумуляторов АКБ, а также определить их пригодность к дальнейшей эксплуатации.
КТЦ включает в себя полный заряд, контрольный разряд и повторный заряд АКБ. Сначала АКБ, снятую с автомобиля, полностью заряжают от внешнего зарядного устройства.
Этап №1 проведения КТЦ (полный заряд АКБ)
На рынке сейчас довольно много автоматических зарядный устройств. Если вы используете его то в несколько раз облегчите эту процедуру. Просто устанавливаете АКБ на заряд и ждете, когда автоматическое зарядное устройство полностью зарядит АКБ. Но все-таки советую после полной зарядки проверить плотность электролита. И убедиться что Ваше устройство полностью зарядило АКБ. Плотность полностью заряженной батареи составляет 1.27- 1.28 г/см3, напряжение — 12.7 В
Как определить, сколько заряжать и как?
Есть формула, по которой можно узнать примерное время заряда АКБ.
Для начала проверяем плотность электролита в АКБ с помощью ареометра. Например, ареометр показал плотность 1,21 г/см^3.
Это означает что АКБ разряжена на половину. Исходя из емкости АКБ например 65Ah мы высчитываем величину потери емкости АКБ.
65Ah * 50% / 100% = 65Ah * 0,5 = 32,5Ah
Значение зарядного тока I (А) не должно превышать 1/10 ёмкости батареи (упрощенно). В нашем случае не более 6,5А.
Теперь просто подставляем все значения в нужную формулу и примерное время заряда известно:
t = 2 * 32,5Ah / 6,5А = 10h (часов)
заряжаемся
Заряжал током в 4А
Но все же это примерное время заряда. И нельзя утверждать, что за это время АКБ полностью зарядиться. Во время всего процесса заряда необходимо проверять АКБ. И так как только АКБ показывает 12.7 В проверяем плотность она должна быть 1.27- 1.28 г/см3. АКБ полностью заряжена и можно приступить к следующему этапу КТЦ.
Этап №2 проведения КТЦ (разряд АКБ)
Полностью заряженный аккумулятор подключают к устройству, состоящему из мощного реостата, вольтметра и амперметра и разряжают током так называемого 10-часового режима, величина которого составляет 9%-10% от емкости АКБ в нашем случае это 6.5А.
Но где же взять это устройство не у Всех есть реостат))). Можно пойти другим более простым путем. Купить обычную автомобильную лампочку. Но что бы все было как можно правильнее необходимо чтобы лампочка была давала нагрузку 6.5А. Как это посчитать.
I = P / U, где P – мощность измеряется в Вт, U напряжение 12 Вольт.
P = I * U = 6,5A * 12v = 78 Вт.
Теперь необходимо купить лампу, которая максимально приближенна к этой мощности. У меня была лампа на 65 Вт, потому покупать ничего не стал. Подключает лампочку к АБК и начинаем разряд.
Разряд АКБ
Периодически проверяем вольтаж АКБ. Первое измерение проводят в начале разряда, второе -через 4 часа. Когда напряжение на клеммах снизится до 11 В, измерения проводят через каждые 15 минут и чаще, чтобы уловить момент окончания разряда.
Уменьшенное время разряда говорит о том, что параметры АКБ ухудшились. Например, если время разряда батареи емкостью 65 Ач током 5,4 А составило 6 часов 20 мин (6,3 часа), то количество электричества, отданного в нагрузку, равно: Q = 5,4 х 6,3 = 34,0 Ач. Это и есть реальная величина емкости аккумулятора, которая в данном случае заметно меньше паспортной (65 Ач).
НЕЛЬЗЯ! на долго оставлять разряженный АКБ. Рассчитайте время так чтобы хотя бы немного зарядить его.
Теперь мы полностью разрядили АКБ и снова заряжаем его как в Этапе №1.
После повторного заряда КТЦ законченно, но в лучшем случае проводить 2-3 раза весь цикл. Но хотя бы попробовать сделать это один раз. Что это вам даст:
1) Вы полностью и грамотно зарядите АКБ.
2) сможете узнать в каком состоянии у вас АКБ.
На весь процесс у меня ушло два дня первый день дозарядил АКБ и разрядил на следующий день зарядил. Никогда не оставляйте АКБ во время заряда или разряда. Вы можете испортить его. НЕЛЬЗЯ сильно разряжать АКБ. И так же нельзя заряжать большим током АКБ будет кипеть. Все это может привести к разрушению АКБ.
Уважаемые читатели также важно знать что тема аккумуляторные батареи очень обширна и описать её очень трудно в данной статье затронута только тема проведения КТЦ.
Всего Вам доброго…
Какой смешной автор – столько букф написал и фото прикрепил, а не указал самое главное для “автолюбителя-чайника” – до какого минимального напряжения необходимо разряжать аккумулятор при КТЦ…
Ай-яй-яй))))…
Юрию. Вам тоже советую посетить сайт Автомобильный аккумулятор. Заряжаем правильно где сможете получить ответ на ЛЮБОЙ вопрос по акб. вас интересующий.
Извиняюсь – какой смешной я – невнимательно читал статью)))))!
Ах, ты слепой дурик
А я вот не нашел, до какого напряжения надо разряжать.
Может кто ткнет пальцем…
Заряжают аккумулятор до такого состояния, когда перестает понижаться ток в амперах или повышаться напряжение заряда, в конце заряда оно может достигать 16.5 в. для акб СА-СА, и перестает повышаться плотность электролита и начинается его кипение, в зависимости от вашего зарядного устройства, снижают наполовину зарядный ток и продолжают заряд в течении 1-2 часов контролируя температуру аккумулятора, не более 45-50 градусов, и прекращают заряд. потом дают электролиту в аккумуляторе остыть до температуры окружающей среды,20-25 градусов, примерно 10-12 часов и производят замеры плотности (это для MAKSA)а остальные могут мерить с использованием температурных поправок. проверяют напряжение после 4-6 часов, напряжение должно быть не менее 12,6-12,8 в. а плотность 1,26- 1,28 или такой плотности,какой был залит на заводе изготовители аккумулятора(это для обслуживаемых аккумуляторов). У необслуживаемых, замеряют только напряжение, через 4-6 часов после заряда а плотность вычисляют по формуле 12,7 делят на 6 банок аккумулятора, получается 2.11666……. и вычитаем постоянное число 0,84 = 1,276. плотность электролита в каждой банке, что соответствует норме. MAKS наверно теперь вы поняли до какого напряжения заряжают АКБ. Можете почитать мои ответы на вопросы по обслуживанию акб. на сайте. Автомобильный аккумулятор. Заряжаем правильно. Всего вам хорошего.
Андрею тоже советую это почитать.
Юрию другому, разряжают до напряжения не менее 10,2в. лучше 10,5в., обязательно с постоянным контролем, иначе зевнете, после 11в. они начинают интенсивно терять напряжение. потом сразу же ставьте на заряд, ни в коем случае не оставляйте до завтра.
Блин я тоже не вижу, до какого напряжения все таки разряжать АКБ?
разряжают до 1.7в на банке или до 10.2в на аккумуляторе
А у меня кальциевый АКБ, полгода назад выпущенный, после разряда 10% током до 10,5V перестал брать заряд вообще. Пробовал очень разными способами – бесполезно.
Это не вопрос, а предупреждение.
Добрый день всем! Чисто случайно наткнулся на данную статью. Спасибо автору за подробную и в доходчивой форме информацию. Прочитав статью, для себя еще раз убедился в том, что при обслуживании АКБ своего ВАЗ-21013 делаю все именно так, как нужно. Мой АКБ, MUTLU 60 A/ч с датой выпуска начала 2004, до сих пор в хорошем состоянии. Думаю переживет и эту зиму.Просто многие отказываются верить в это, говорят АКБ столько точно не живут. Но мой АКБ – это факт. Всем удачи! Берегите свои АКБ.
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста. Напряжение при разряде мерить при подключенной нагрузке? Просто когда отключаю лампочку, естественно напряжение вырастает примерно на 0.7 В.
Здравствуйте! Как скачать,информацию о КТЦ для АКБ? не всегда есть доступ к интернету!спасибо.
Добрый день.У меня пыжик 206 выпущенный в Иране в 2008 году,АКБ 50 А/ч тоже иранский 2007 года выпуска,и благодаря КТЦ,который провожу каждую осень и подзарядки каждый месяц в течении зимы он в рабочем состоянии,правда остаточная ёмкость где-то 25-30 ампер/часов,но двигатель заводит отлично,правда зимой машину не эксплатирую.
Знаки препинания отсутствуют как факт, корявый текст, смысловые ошибки…Чему может научить статья безграмотного человека-двоечника??