Простое зарядное устройство для АКБ своими руками

Зарядные устройства

Очень много народа в последнее время обращаются с просьбой написать статью или заснять видео обзор про самое простое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. Решил написать статью и заснять ролик, чтобы не возникали вопросы связанные с зарядкой автомобильных аккумуляторов. 

При этом , пользователи просят привести конструкцию самого простого варианта. Конечно, на скорую руку можно изготовить зарядное для авто, но без гальванической развязки от сети 220 Вольт, это очень опасно и не желательно всегда  зарядить аккумулятор такой зарядкой (общий сборник зарядных устройств на скорую руку рассмотрим в следующей статье).

Простое зарядное устройство своими руками

Самый дешевый блок питания – однозначно электронный трансформатор. Сейчас в магазинах такой блок на 60-80 ватт стоит всего один доллар. 60 ватт – довольно немалая мощность, это получается где-то 4-5 Ампер тока при напряжении 14 Вольт – вполне можно зарядить аккумулятор!

Простое зарядное устройство своими руками

Электронный трансформатор не имеет защит, поэтому не замыкайте выходные провода, иначе будет плохо (в лучшем случае хлопок, в худшем – осколочные ранение с серьезными последствиями).

  • Второй недостаток – блок не включается без выходной нагрузки.
  • Третий недостаток – выходное напряжение переменное – 15кГц
  • Четвертый недостаток – выходное напряжение 8-10 Вольт, недостаточно для зарядки автомобильного аккумулятора.

Исправить эти  косяки можно за пол часа. Для начала добавим защиту от короткого замыкания и систему включения блока без выходной нагрузки, а также увеличим выходное напряжение до 14 Вольт.

Нам нужен проволочный резистор 3-10 Ом , чем больше номинал , тем меньше ток срабатывания защиты, советую использовать резистор 3-6 Ом.

Простое зарядное устройство для АКБ

Дальше разбираем основной импульсный трансформатор, отматываем вторичную обмотку (обычно 9 витков миллиметрового провода или вроде этого),

Простое зарядное устройство для АКБ

Берем провод 0,8мм, складываем в 4 жилы и мотаем на каркасе трансформатора новую обмотку. Обмотка состоит из 12-14 витков.

Простое зарядное устройство для АКБ своими руками

После этого в том же направлении мотаем отдельную обмотку – всего 3 витка проводом 0,8мм (провод не критичен -0,4-0,8мм).

Смотрим на плату трансформатора и находим трансформатор ОС (обратная связь). Он в виде маленького колечка и состоит из 3-х независимых обмоток – 2 из них являются базовыми обмотками транзисторов по 3 витка каждая обмотка. Третья обмотка – обмотка ОС, состоит всего из одного витка. Выпаиваем эту обмотку и заменяем перемычкой. Дальше на этом же колечке мотаем 2 витка провода 0,8мм и подключаем последовательно резистор ОС, подключение делаем по фото.

Простое зарядное устройство для АКБ своими руками

Все готово – такая доработка реализовала защиту от КЗ на выходе, увеличила выходное напряжение блока и блок теперь включается без выходной нагрузки. Остается добавить диодный выпрямитель и сглаживающий конденсатор после выпрямителя. Желательно собрать полноценный диодный мост из диодов КД213, но разумеется можно любые другие импульсные диоды с током не менее 4-5 А, желательно 10 Ампер и более.

Электролит на 1000 мкФ (Можно 470-2200 мкФ, а можно вообще убрать)

На выходе напряжение порядка 14,5 Вольт. Подключаем блок в сеть 220 Вольт и измеряем напряжение. Дальше подключаем на зарядку аккумулятор НО! обязательно через амперметр. Если ток более 4 Ампер, то последовательно к одному из шин питания (плюс или минус) подключаем резистор на 5-10 ватт с сопротивлением 0.5-2,2 Ом – резистор нужно подобрать до тех пор пока не получим ток заряда порядка 4А (3,5-4А). Это нужно для того, чтоб блок не перегружался и не вышел из строя.

Дальше собираем все это дело в корпус, желательно от компьютерного блока питания с кулером. Транзисторы обязательно установить на теплоотвод, при этом изолировать их слюдяными прокладками.

Простое зарядное устройство для АКБ схема

Peredelka_el_tr

В конце несколько советов по безопасности. 

Электронный трансформатор всегда подключайте  в сеть 220 Вольт последовательно через лампу накаливания 220 Вольт 40-100 ватт, так удастся избежать взрывов при неправильном монтаже.

Не замыкайте выходные провода электронного трансформатора.  Во время тестов не дотрагивайтесь платы устройства, когда трансформатор подключен в сеть 220 Вольт. Будьте предельно осторожны во время испытаний, чтобы избежать трагических последствий.

В видео ролике подробно рассказал про переделку, если кому лень читать статью, но все-таки интересно, то смотрите видео – до новых встреч на страницах сайта – АКА КАСЬЯН

.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Цу

    Еще проще есть? Без травли и транзисторов?

    Ответить
    1. Zima

      Есть…, в магазине)))

      Ответить
  2. Хитэл

    “выходное напряжение переменное – 15кГц” – Частота напряжения меняется в зависимости от нагрузки и напряжения в сети в пределах 10-40 кГц.
    “выходное напряжение 8-10 вольт” – напряжение достигает 14 вольт и сильно зависит от напряжения питания в сети, а мультиметр неверно измеряет на такой частоте, поэтому показывает меньшее напряжение, чем есть.
    И ещё. Тока в 4 ампера недостаточно для заряда аккумулятора мощностью 60-75 А/Ч ,нужно соответственно 6 – 7,5 ампер.
    А вообще-то хотелось бы получить ток не менее 20 ампер, по идее 250 ваттные электронные трансформаторы в теории должны давать такую мощность…

    Ответить
    1. алексей

      Тока достаточно будет и для 100А/ч, просто вырастет время заряда. Большим током имеет смысл заряжать если Вы посадили аккумулятор в течении 15 минут большим током. Если Вы делаете профилактическую зарядку перед предстоящей зимой или восстановление медленно посаженного аккумулятора (долго не эксплуатировался, забытые габариты и т.п.), то я рекомендую ток не более 3А (по мере заряда соотв. меньше) с перерывами (3мин.зарядка, 3 мин простой естественно автоматически) в течении 1 – 3 дней. Большой ток на глубоко посаженном аккумуляторе вызовет неминуемую сульфатацию пластин и потерю емкости. с 26.12.14 по 29.12.14 был опыт зарядки аккумулятора током 0,3А от блока питания “Волна-М”. Т.е. 2,5 суток с перерывами на эксплуатацию днем в автомобиле, четвертую ночь не заряжал – оставил на машине, утром завелась при -20С. И еще при температуре ниже -10 аккумулятор практически теряет способность заряжаться, поэтому заряжать надо в тепле.

      Ответить
  3. алексей

    Спасибо за схемку. Сам не догадался. Сейчас допилил завалявшийся электронный трансформатор по предложенной схеме. Работает. Надо попробовать поиграться с количеством витков и сопротивлением. Диодный мост и емкость на высокой стороне не ставил. Поставлю если мало будет напряжение на выходе. Диодный мост на выходе попробую на халявных 2Д213А собрать.

    Ответить