Плавный пуск вентилятора охлаждения

Своими руками

Наконец-то появилась свободная минутка и я решил сделать очередное устройство для своего авто)  Добрался я в этот раз до вентилятора системы охлаждения двигателя. В штатном варианте, когда включается ВСОД, происходит просадка напряжения бортовой сети. Когда я поставил сделанное устройство у меня получилось плавное нарастание тока в обмотке двигателя при его включении, исключив резкий скачок тока, а также провалов и резкой просадки напряжения бортовой сети 🙂

Снимок1

Работа устройства:
При подаче напряжения 12в таймер с элементами обвязки (ШИМ) запускается и начинает генерировать импульсы на выходе 3 ИС с постоянной частотой и изменяющийся во времени шириной следования импульса. Время задается емкостью конденсатора С1. Далее, эти импульсы подаются на затвор мощного полевого транзистора который управляет нагрузкой на выходе устройства. R3 строго 2Мом.

P.S. Данное устройство размещается максимально близко к вентилятору иначе могут образоваться помехи, которые будут мешать нормальной работе автомобиля.

Снимок2
.

Снимок3

Снимок4

Устройство ставил уже на несколько автомобилей, работает безупречно и безотказно. После сборки никакие дополнительные настройки не нужны, если всё сделано правильно, начинает работать сразу………………………

Снимок5

 

.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. АКА КАСЬЯН

    Транзистор имеет достаточно тяжелый затвор, желательно использовать дополнительный драйвер на выходе микросхемы или же понизить напряжение питания микры до 9 вольт, чтобы последняя не грелась во время работы.

    Ответить
  2. hardrunner74

    Нужно устранять причину просадки напряжения-заменить генер на приоровский,а не городить этот огород с ШИМом и тем более,с радиопомехами.

    Ответить
    1. Zahar

      Не спасет замена гены, со временем будет предохранитель гореть постоянно на карлсона. Это износ вентилятора, тугой запуск и садит бортовую сеть, и эта штука нужная, а так ты запаришься вентиляторы менять.

      Ответить
  3. Ден

    какой мощности резисторы , диоды ?
    на сколько вольт конденсаторы ?

    Ответить
    1. Егор

      Ты что не видишь какой мощности резисторы на плате…ну бери по 5 ватт (не ошибёшься) если их впихнёшь туда конечно, –(на сколько вольт конденсаторы???)– а ты как думаешь сколько вольт в машине???

      Ответить
      1. Ден

        я не радио – регулировщик .. и не опытный любитель .. во всех этих тонкостях не разбираюсь ..Глупо было с твоей стороны острить . Не стоит воспринимать мои слова с сорказмом ! я спросил то, что я не знаю . Если можешь ответить мне по делу то отвечай , если-же хочешь посмеяться – то лучше вовсе не пиши !

        Ответить
        1. admin автор

          Ден, я прошу прощения за таких как Егор,… резисторы подойдут любые какие сможешь найти, конденсаторы бери на питание от 16 вольт, лучше от 25 вольт до бесконечности… диоды КД 521 – они одного типа, тут не ошибёшься. Если что не понятно пиши, не смотри на таких как Егор…

          Ответить
          1. Ден

            спасибо!! добрый человек )

  4. Александр

    Интересная схема, собрал, на столе работает, но обнаружил, что мне нужно запитывать нагрузку с общим нулем т.е. она уже сидит на минусе, а не на плюсе.
    что делать?
    1.заменить на P канальный полевик?
    2. или использовать драйвер? (звените за глупый вопрос)

    Ответить
  5. Денис

    А кондёры, на какую ёмкость. 0.1мкф и 0.01мкф. Или другие???

    Ответить
  6. Кирилл

    Мосфет не греется? у меня в подобных схемах без драйвера при 500 квадратах радиатора и при 400-500 Гц шима этот транзистор нагревается выше 80 градусов

    Ответить
  7. Владимир

    На фото печатки нет 2-х резисторов. 2М и 20К , они навесным монтажем идут или ошибка в принципиальной схеме?

    Ответить
  8. Александр

    Схема рабочая, сам делал. резисторы на плате должны быть, их почему-то автор не припаял. Запустил моторчик с автопылесоса, не учел его мощность, а на транзистор не поставил радиатор, в итоге он сгорел (. Вопрос , какой транзистор можно использовать без радиатора на этой схеме при вольтаже 18 вольт, 10 ампер ?

    Ответить
    1. Кирилл

      Большинство транзисторов, через переход которых пропускают ток больше 500 мА нуждаются в пассивном охлаждении (тем более если ваш ток – 10 Ампер), подбирайте транзистор по параметрам (желательно с запасом в 2 больше по току). А вообще мощные MOSFETы намного эффективнее использовать в импульсном режиме (с модулированным ШИМ), так они греются намного меньше, и в результате могут пропускать максимальные токи близкие к номиналу.

      Ответить
  9. Владимир

    Добрый день!
    А можно ли в эту схему внести температурный датчик? что при температуре 87 градусов вентилятор включался на низким оборотах и 94 градуса был на 90 % скорости вращения? и если температура понизилась ниже 87 он выключался?

    Ответить
  10. Александр

    где в схеме можно поставить переменное сопротивление , чтобы вентилятор мог вращаться с разной скоростью ?В общем схема класс

    Ответить