ДХО или ШИМ-регулятор яркости дальнего света на NE555

Схема

В данной статье рассказано о том, как сделать своими руками автоматические дневные ходовые огни, в дальнейшем просто ДХО. Создание ходовых огней рассмотрено на примере автомобиля, созданного на базе ШИМ регулятора на таймере 555. При установке данного изобретения изменения в проводке автомобиля минимальны.

ДХО или ШИМ-регулятор яркости дальнего света на NE555

Проблема в том, что далеко не во всех автомобилях предусмотрено автоматическое отключение фар, если заглушили двигатель. А если оставить машину и не выключить ближний свет фар, запросто может разрядиться аккумулятор. К тому же вместе с фарами останутся включенными и приборная панель, и габаритные задние огни и много других световых приборов.

Все это может привести к серьезным поломкам. Негативно скажется на расходе топлива, энергопотреблении. Лампы, особенно галогенные лампы ближнего света, после такого «стресса» уже не прослужат так долговечно. Возможно, даже придется ремонтировать панель приборов, чтобы заменить различные лампочки.

Выход в такой ситуации один – установка дневных ходовых огней. Так должен выглядеть свет ламп, используемых в качестве ДХО:

Снимок16
Есть несколько вариантов, чтобы обеспечить своему автомобилю именно такой свет, соответствующий ПДД:

-во-первых, можно использовать ближний свет. Этот вариант самый легкий, однако, чрезвычайно невыгодный;
-во-вторых, можно установить в бампер светодиодные дневные ходовые огни. Но данный вариант не из дешевых, поэтому не каждому доступен;
-в-третьих, можно использовать дальний свет фар как своеобразные ходовые огни, только в полнакала.

Дальний свет лучше подходит для использования в качестве ДХО, так как он максимально освещает дорогу. Различие в ближнем и дальнем свете фар показано на следующих картинках:

Снимок17

Ближние фары.

Снимок18

Дальние фары.

Схема ходовых огней.

ДХО или ШИМ-регулятор яркости дальнего света на NE555 схема фото

В принципе, схема не отличается чем-то особенным, но все же несколько деталей, на которые следует обратить внимание, есть:

во-первых, в схеме применяется полевой транзистор (р-канальный);
-во-вторых, в схеме используется диод, который включен в цепь питания микросхемы последовательно.

Если этот диод будет отсутствовать, микросхема сгорит.

Печатная плата.

Здесь нужно установить пару транзисторов, обязательно в параллель. Можно использовать транзисторы IRF5305 или IRF4905, и тот и другой вариант подойдет. Все будет зависеть от сопротивления открытого перехода. Ведь чем меньше сопротивление, тем лучше результат.
На плате имеются перемычки, одна из них соединяет затворы транзисторов. Другая перемычка находится под микросхемой. Диоды можно использовать любые, например КД522. Они маломощные, а значит отлично подойдут.

Сборка ДХО.

Этот прибор собирается в корпусе сетевого блока питания, у которого отрезана вилка. Соединения необходимо сделать разъемными, чтобы в дальнейшем можно было легко производить монтаж. Также это нужно для внешней красоты.
Фотографии в процессе работы:

ДХО или ШИМ-регулятор яркости дальнего света на NE555 Снимок20 делаем ДХО или ШИМ-регулятор яркости дальнего света на NE555

Налаживание.

Если устройство собрано правильно, то схема не будет нуждаться в налаживании. А само устройство заработает сразу же после сборки. Такой прибор прослужит долгое время и принесет только удобство в процессе эксплуатации.

Подключение.

Для того чтобы дальний свет «моргал», у подрулевого переключателя есть специальные контакты. Транзистор должен быть подключен именно к этим контактам. К датчику давления масла должны быть подключены минусовые выводы управления. Также они должны быть подключены к концевику ручника. К свету фар, ближнему, следует подсоединить плюсовой вывод управления.

Для перестраховки можно сделать еще один плюсовой, он никуда не подключается. Если есть желание, можно увеличить число управляющих выводов и подключать их с помощью диода, при этом, не забывая о полярности.

Как работают дневные ходовые огни.

На следующих фотографиях показана работа дневных ходовых огней на конкретном автомобиле.

ДХО или ШИМ-регулятор яркости дальнего

Ближний свет.

Снимок24
Дневные ходовые огни, работающие при помощи дальнего света.

Сразу заметно, что разница минимальна. Единственное в чем есть видимое отличие, это более желтый свет на втором снимке. Огромный плюс дневных ходовых огней в том, что энергопотребление во много раз меньше, чем при работе ближнего света фар.

Устройство начинает работать сразу же, как только запускается двигатель и погасает лампочка давления масла. Важный момент – ходовые огни начнут работать при условии, что ближний свет фар выключен, а ручник не натянут. Если не соблюсти одно из этих обязательных условий, дневные ходовые огни работать не станут! Если ходовые огни находятся в состоянии покоя, ток который они будут потреблять, составит не более 3 mA.

Чтобы быть уверенным, что ДХО исправно работают, достаточно взглянуть на приборную панель. Там будет гореть лампочка дальнего света фар, также в полнакала. Для того чтобы было хорошо видно – горит ли лампочка при дневном свете, можно установить вместо нее синий светодиод.

.

.

 

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Sutrus

    Собрал схему – работает. Пришлось правда увеличить емкость конденсатора С2 до 0.22 мкф.

    Ответить
  2. ник

    Здравствуйте, а куда подключать “упр-, упр+”?

    Ответить
  3. Антон

    Господа, подскажите пожалуйста, какие детали нужно удалить, чтобы схема работала без подключения датчика масла, ручника и ближнего света? У меня мотоцикл и такая сложная схема ни к чему, ДХО включаются вместо габаритной лампочки фары.

    Ответить
    1. Дмитрий

      Антон, вам нужен просто ШИМ-регулятор на 555 без каких-либо цепей управления (кроме переменного резистора для регулировки)

      Ответить
  4. артём

    а нельзя ли печатку выложить если не трудно?

    Ответить
    1. Дмитрий

      На макетке можно собрать. И проще, и дешевле

      Ответить
  5. amegai

    Здравствуйте! спаял вроде все по схеме, а работать не хочет. Транзисторы правда irf 5305 и NE555.Подскажите,если я правильно понимаю, на третью ногу транзисторов подается +12, а со средней ноги идет на лампу 1/3 накала(судя по плате), и если на Упр+ и Упр- нет ничего то схема должна работать, а при подаче + или – схема отключается? спасибо

    Ответить
    1. Андрей

      PЗдравствуйте. Сам мучился с таким режимом работы схемы. Все банально. Выкиньте ne555. Она не работает.

      Ответить
  6. Виталий

    Скажите, подойдёт ли данная схема на ВАЗ-2106

    Ответить
    1. Дмитрий

      Да, подойдёт

      Ответить
  7. Руслан

    Собрал. Работает, но через некоторое время выходит из строя биполярный транзистор и ДХО работает совместно с ближним светом.
    подскажите пожалуйста, в чем может быть проблема?

    Ответить
  8. Сергей Николаевич

    Проверьте диоды в отрицательной цепи управления и номинал резистора в базовой цепи.

    Ответить
  9. yad80

    Собрал, Чёта не работает. Просто горит дальний и всё.(((

    Ответить
    1. Семён

      Если еще интересно – отпаять R5 и посмотреть. Транзистор должен быть закрыт. Если первая и вторая нога звонится – сгорел. Если замкнуть 2ю и 6ю ногу 555й на минус, то на третьей ноге должно быть примерно напряжение питания. в обычном состоянии когда “шимит” 555я то там около 7 Вольт.

      Ответить
  10. Семён

    Написовал печатку за полчаса, размеры получились 55мм*27мм. После праздников буду собирать. Отпишусь по результатам

    Ответить
  11. Семён

    Сделал печатку, собрал. спалил транзистор (походу сразу был дохлый), запаял второй. на столе работало, подключил на авто, поднял ручник (чтобы заведомо отключена была схема) вставляю предохранитель на 10 А – сгорел предохранитель сразу, и полевик вылетел. Собирал на одном полевике, соберу на двух в параллель и испытаю. Кому печатку надо – обращайтесь.

    Ответить
  12. Jeka7

    Кто будет собирать не ставте транзисторы с китая, хотя может повезет) Поставил два параллельно без радиатора, тестово подключил на лампу 21 Вт, они нагрелись. Поставил радиатор, подключил дальний свет, лампы светятся красиво… Но через 3 секунды один транзистор пшыкнул, второй разлетелся на куски. Спалил так 4 транзистора))) Буду искать оригинал.

    Ответить
  13. Виктор

    Скажите работает на ne555 или нужно именно кр1006ви1? вроде они аналоги, просто в комментариях не понятно, не которые пишут, что не работает 555!

    Ответить