Предлагаю простую схему устройства управления ближним светом или ходовыми огнями автомобиля. Водители очень часто при выезде автомобиля с парковки забывают включать ближний свет, а при остановки и уходе забывают выключить, что грозит разрядом аккумуляторной батареи. Устройство включает ближний свет автоматически спустя 8-10 сек. Схема доступна для повторения даже начинающему радиолюбителю, содержит мало радиоэлементов и надёжна в работе.
Рассмотрим работу схемы:
При подаче на клемму Х1 питания 12в с замка зажигания автомобиля напряжение через резистор поступает на конденсатор, который начинает заряжаться. При достижении на нём определённого уровня напряжения, через 8-10 сек, открывается транзистор и срабатывает реле. Его контакты замыкаются и питание поступает в схему автомобиля. Ходовые огни можно подключить напрямую непосредственно к клемме Х2. Если нет ходовых огней, а только ближний свет, то клемма Х2 подключается к переключателю ближнего света автомобиля.
Схема собрана навесным монтажом. После сборки и проверки работоспособности схемы все радиоэлементы упаковываются в коробочку или в несколько слоёв изоленты. Устройство устанавливается в автомобиль в удобном для монтажа месте.
Детали: транзистор С3987 заменим на КТ829А. Конденсатор электролитический желательно взять меньших габаритов, ещё чем больше его ёмкость тем дольше задержка включения реле, а соответственно и света. Реле на ток контактов не менее 5А (всё зависит от мощности ходовых огней) и сопротивлением катушки не менее 120 Ом.
Также можно подключить и простое пятиконтактное автомобильное реле.
если я поставлю конденсатор 500мкФ с тем же сопротивлением, то загорятся через 4-5 сек? или я не правильно думаю?
Да, всё правильно…
у меня тоже вопрос, про подключение с 5-и контактным реле…в частности про стрелочку с подписью “к транзистору” можно по подробнее?
На реле нарисована стрелка, что именно этот контакт подключается к транзистору, как нарисовано на схеме…к коллектору.
ну подключил я коллектор к этому контакту, дальше что? куда конденсатор, сопротивление и остальные 2 контакта транзистора? Было б не плохо увидеть схемку как с электролитическим реле
Схема нарисована в самом верху статьи…
та схема ведь для другого реле
Реле можно подключить абсолютно любое…
реле потребляет ток порядка 180-240мА так зачем ставить транзистор у которого ток коллектора =8А?
Почему схема называется управление ДХО? если это простейшие реле задержки включения.
Вы можете называть схему как угодно, для вас это реле задержки, для автора это управление ДХО, так как он включает этой схемой ходовые огни…вы можете сделать на задержку света от этого схема не измениться и принцип действия её тоже. Насчёт транзистора, соберите схему померите ток, а потом уже пишите…