ЗУ для автомобильного аккумулятора из ATХ

Снимок141

После двух статьей на эту тему, мне на почту не прекращают задавать все новые и новые вопросы, связанные с переделкой компьютерного блока питания в зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. 12- Вольт — максимум , что отдает силовая шина компьютерного БП  (не считая низковольтные шины), явно этого напряжения недостаточно для зарядки автомобильного аккумулятора.

Для заряда АКБ нужно иметь рабочее напряжение в районе 14-16 Вольт, но как получить на выходе компового БП указанное напряжение. В прошлых статьях я пояснил, как можно поднять напряжение на 12 Вольтовой шине нагружая шину 5 Вольт, но этот фокус проходит далеко не со всеми блоками питания.

Давайте рассмотрим метод, который прокатит почти со всеми блоками питания, при этом выходное напряжение на 12 Вольтовой шине можно поднять до 15 Вольт, дальше прекращается генерация, но блок не выходит из строя.

Зу для автомобильного аккумулятора из ATХ

В компьютерных блоках питания в качестве задающего генератора применена микросхема ТЛ494. Это двухтактный шим контроллер, довольно популярный и высокоточный, применяется в широком спектре. Первый вывод микросхемы является управляющим. Внимательно следим за дорожкой первого вывода.



Зу для автомобильного аккумулятора из ATХ

К выводу подключены три резистора разных номиналов, один из них подключен к плюсовой линии, второй к земле, третий к шине 12Вольт, помимо этих могут быть еще резисторы и перемычки. Нам нужно по идее найти только один резистор, который идет к силовой шине 12 Вольт. В случае моего образца сопротивление данного резистора 15кОм.

Зу для автомобильного аккумулятора из ATХ

Его нужно выпаять, точнее заменить переменным резистором, Номинал переменного резистора 50кОм, мощность особа не важна. Средний вывод переменного резистора стыкуем с одним из крайних выводов и делаем отвод, второй отвод делаем от другого (свободного) крайнего вывода.

Зу для автомобильного аккумулятора из ATХ

Подключаем его на место выпаянного резистора, но перед этим, мультиметром крутим переменник до тех пор, пока не получим сопротивление того резистора, который был выпаян.  Запускаем блок питания, измеряем напряжение на 12 Вольтовой шине, должно быть в районе 12 Вольт.

Зу для автомобильного аккумулятора из ATХ

Медленно вращаем переменник и видим, как напряжение растет или падает, добиваемся, чтобы на выходе 132 Вольтовой шины было в районе 14.8 Вольт, дальше не трогаем переменник.

Зу для автомобильного аккумулятора из ATХ схема

После получения нужного напряжения на выходе выпаиваем переменный резистор, измеряем его сопротивление, находим постоянный резистор такого же сопротивление, дальше запаиваем уже постоянное сопротивление на плату. Этим все завершено. Не забываем замкнуть провод PS-ON (зеленый) на массу (черный) чтобы блок запустился.

Автор; АКА КАСЬЯН

Рассказать друзьям:




Комментариев: 7 “ЗУ для автомобильного аккумулятора из ATХ”

  1. Andrey:

    А сколько времени таким ЗУ нужно заряжать АКБ?

  2. Митяй:

    Это от аккумулятора зависит, если он старый одно время, если новый другое…

  3. Валерий:

    От такого зарядного аккумулятор быстро умрет. Ток на выходе нужно ограничить, микруха позволяет это сделать. Как расписывать не буду, на эту тему полно статей есть.

    • Олег:

      Не быстрее, чем от обычного, и ни какой ток в схеме ограничивать не надо, не вводите в заблуждение читателей..

  4. олег:

    Вчера сделал и испытал. Результатом доволен. При 4-5 амперах зарядного тока почти не греется. Спасибо автору статьи !

  5. Юра:

    Автор утверждает, что ни какой ток в схеме ограничивать не надо… Ну тогда попробуйте подключить к этому зарядному с выходным напряжением 14,8 В разряженный на 50 % аккумулятор и посмотрите на зарядный ток в первые 10 минут заряда… Цифры будут впечатляющие и шокирующие… Думаю не меньше 25 Ампер точно… Так что ток желательно не только ограничивать, но и стабилизировать. Что бы не бегать и корректировать ток заряда в процессе зарядки аккумулятора. Это вы вводите в заблуждение читателей…
    И схема данная вами по изменению выходного напряжения нарисована с ошибкой… Если медленно крутить переменный резистор, то в одном из крайних его положений мы получим короткое замыкание, поскольку его выводы подключены как к ПЛЮСУ так и к МИНУСУ зарядного…Токопроводящий слой резистора возле одного из выводов должен будет обязательно немножко СГОРЕТЬ… Немного неточно нарисован проводник идущий от переменного резистора, который идёт на КОРПУС. Он в схеме блока питания подключается к 1 ноге 494 микросхеме. Автор это имел в виду, просто ошибка в предложенной схеме.
    Описанный способ достаточно простой и его может повторить большое количество радиолюбителей. но нужно обязательно добавить регулировку тока! И предохранитель для защиты от неправильного подключения аккумулятора. Такое подключение зарядное не переживёт в данном исполнении…. Личный опыт!

    • Василий:

      Полностью поддержу. Переменный резистор нужно впаивать между 1 выводом микросхемы и выводом резистора стоявшего в схеме. Ток нужно ограничить, т. к. блок питания не «вывезет» такой нагрузки при сильно разряженном аккумуляторе. Защиту «от дурака» проще всего сделать на диоде и предохранителе.

Написать комментарий