Всем привет! Покопавшись в интернете, можно найти ряд простых и доступных схем автомобильных зарядных устройств, но эта отличается от других тем, что ее не нужно собирать. Устройство, которое будет описано ниже, может быть приобретено в Китае за 5-6 американских $.
Точнее приобретается не само зарядное устройство, а только управляющая часть. Модуль из себя представляет достаточно компактный и отменный в работе DC_DC преобразователь напряжения, построенный на основе микросхемы импульсного стабилизатора XL4005. Имеет ряд достоинств и одна из них — импульсный режим работы, а это означает.
1) Компактные размеры
2) Высокий КПД преобразователя, следовательно меньше нагрева и малые радиаторы.
3) Сравнительно высокий выходной ток
4) Маленькие финансовые затраты
5) Возможность работы от любого источника постоянного напряжения, будь это сетевой трансформатор или импульсный блок питания.
Есть такие же модули, которые снабжены дополнительным вольт-амперметром, удобны они тем, что индикаторы не придется покупать отдельно, в моем же случае модуль не имеет встроенных индикаторов, поэтому последние покупались отдельно в том же Китае.
Несколько слов о схеме импульсного стабилизатора.
Основной орган — XL4005 импульсный стабилизатор напряжения, для ограничения тока на плате также имеется операционный усилитель LM358, к стати на ОУ также построены некоторые индикаторы, к примеру — светодиодный индикатор стабилизации выходного тока.
Имеем на плате почти ничего — накопительный дроссель, мощный диод шоттки на 7 Ампер, микросхему TL431 (регулируемый стабилитрон) пара емкостей по входу и по выходу, ну и мелочевка в виде конденсаторов и резисторов в SMD корпусах.
Параметры модуля таковы:
Входное напряжение — постоянное
Выходное напряжение 0,8-28/30 Вольт
Выходной ток 0,05-5Ампер
Неплохо для такого малыша, совсем неплохо… Забыл также сказать, что на плате два многооборотных подстроечных резистора, которые потом были заменены на обычные переменные и выведены на переднюю панель для удобства управления.
На передней панели установлены выходные клеммы питания, а также цифровой индикатор.
Теперь о проекте. Самым первым делом занялся поисками подходящего корпуса, который, к моему счастью он нашелся на чердаке. Это корпус от китайского преобразователя напряжения 12-220 Вольт (либо на 300 либо на 600 ватт). Корпус монолитный, сделан из алюминия и смотрится очень стильно, плюс к этому достаточно компактный. боковые стенки отдельные и также имелись в наличии, но мне пришлось переделать одну из них, точнее вырезать из пластика с нуля, это и будет нашей передней панелью.
Силовые клеммы — самые стандартные, были куплены в радиомагазине за 15 руб/шт
После подготовительных работ протестировал блок, затем продолжил сборку. При больших токах микросхема нагревается, поэтому плата была укреплена на небольшой теплоотвод в виде алюминиевого радиатора. Родные подстроечники заменил переменниками (10кОм) и также вывел на переднюю панель, та же учесть ждала и светодиодов, которые имелись на плате (в количестве — 3) .
Думаете на этом все? Нет, все только начинается. Такой полуфабрикат нужно чем-то запитать, чем-то мощным, легким и простым. Выбор очевиден — импульсный источник питания, а если нужен простой ИИП, следовательно нужно делать на микросхеме IR2153 — типичный полумост. Вариантов реализации иип куча, даже можно внедрять готовые блоки питания (адаптеры ноутбука, блоки питания для светодиодных лент и т.п.) но такой вариант мне больше по душе.