Устройство для диагностики высоковольтного электрооборудования авто

Автоэлектрика

Устройство предназначено для диагностики рабочего состояния высоковольтных цепей зажигания автомобилей: высоковольтной катушки, трамблёра, высоковольтных проводов и свечей зажигания. Неисправности в высоковольтном оборудовании, утечки тока, отсутствие качественных контактов в соединительных проводах, загрязнённые свечи зажигания — могут привести к перебоям в работе двигателя автомобиля, снижению тяговых характеристик. Определить визуально степень годности оборудования при работе невозможно, утечки тока, к примеру, можно увидеть только в идеальной темноте, но проще уточнить их местоположение прибором, и принять меры по замене или ремонте неисправного оборудования.

Тестирование высоковольтного оборудования происходит путём подачи импульсов высокого напряжения в исследуемую цепь.
Наличие цепей обратных связей в схеме, не приводит к перегрузке прибора токами короткого замыкания и порче исследуемого электрооборудования.

Диагностику возможно проводить непосредственно на автомобиле, так и в стационарных условиях.

Варианты технического состояния проверяемого оборудования отражаются на шкале гальванического прибора:
-непригоден к эксплуатации.
-необходимо восстановление.
-удовлетворительное состояние
-хорошее состояние
-разрыв линии — отсутствие контакта.

Градации по шкале микроамперметра:
Таблица.1

5-10 мка 10-20мка 20-50мка 60-80мка 90-100
Желтый сектор Голубой зелёный оранжевый Красный сектор
Большой зазор
Или разрыв линии
Удовлетворительно Хорошее состояние Большая утечка Непригодное
состояние

-Исходя из показаний прибора, легко выполнить профилактические работы, например: при большом зазоре выкрутить свечу и уменьшить зазор до требуемой величины.

Технические данные прибора:
Напряжение питания 12,8 — 16 Вольт
Ток потребления средний 1 Ампер
Максимальный ток испытания 100 мкА
Импульсное напряжение 1500 В
Частота тестирования 18 — 21кГц
Масса устройства 200 г
Габариты 100*65*38

После проведения профилактических работ провести повторное тестирование.
Питание устройства выполнено непосредственно от аккумулятора автомобиля.

Снимок1

Схема прибора состоит из генератора импульсов на аналоговом таймере DA2 с внешними RC цепями R1R2R3R5C1; ключевым усилителем на транзисторе VT1; стабилизаторе питания на аналоговой микросхеме DA3; высоковольтном выпрямителе на диодах VD2,VD3 и цепей стабилизации амплитуды выходного импульса на параллельном аналоговом стабилизаторе DA1.

Для согласования частотного диапазона трансформатора T1 и более полной передачи мощности в нагрузку в генераторе импульсов установлен регулятор частоты на резисторе R1, режим стабилизации высоковольтного напряжения выполнено через напряжение обратной связи с резистора R9.

Перегрузки тока в высоковольтной цепи индицируются светодиодом HL1.

Таблица замены радиодеталей:

позиция наименование Тип замена примечание
R2,R3,R4,R5,R6
R7,R10
резистор С2-29 С2-10 0,125-0,25ватт
DA1 Параллельный стабилизатор TL431 КР142ЕН19А
DA2 Таймер TL555 КР1006 ВИ1
DA3 Стабилизатор 78L09 78L12 100мА
VT1 Транзистор КТ829А 333
Т1 Трансформатор HDT1402 ATE133N02QG 20:1
PA1 микроамперметр М4248 100мка R =3,36 кОм

Порядок работы схемы:
Задающий генератор на аналоговом таймере DA2 на выходе 3DA1 выдаёт импульсы прямоугольной формы.

Нажатие на кнопку «Вкл» приводит к поступлению питания на вывод 4 DA2 интегрального таймера и его запуску.

При заряде конденсатора С1 с цепи питания через резисторы R1,R2,R3 на выходе 3 DA1 высокий уровень, при достижении напряжения на конденсаторе С1 в 2/3 Uп внутренний триггер микросхемы по входу 6 DA1 верхнего компаратора переключает таймер в режим разряда конденсатора С1, выход 7 DA1 внутреннего транзистора разряжает конденсатор С1 через цепи VD1, R4. На выходе 3DA1 в это время нулевой уровень. При чередовании высоких и низких уровней формируется частота прямоугольной формы импульсов.

Прямоугольные импульсы через ограничительный резистор R5 поступают на ключевой усилитель на транзисторе VT1 для усиления мощности. Преобразованные трансформатором Т1 импульсы высокого напряжения увеличиваются по амплитуде умножителем напряжения на диодах VD2,VD3.
Стабилизация выходного напряжения выполнена за счёт введения отрицательной обратной связи с резистора R9 на вход 1DA1 параллельного стабилизатора напряжения, работающего в режиме усиления сигнала рассогласования.

Повышение тока в нагрузке приводит к ключевому открытию таймера DA1 и шунтированию вывода контрольного напряжения 5DA2.Частота генератора увеличивается -напряжение на выходе прибора уменьшается.

Диагностика оборудования проводится в следующем порядке: подключается питание с аккумулятора; стержень X1 высокого напряжения подводится к испытуемому оборудованию, нажимается кнопка «Вкл»; по шкале гальванометра РА1 определяется техническое состояние проверяемой цепи.

По яркости светодиода можно судить о состоянии исследуемой цепи в тёмное время суток.

Снимок2

Наладка и регулировка схемы удобно провести на стенде: выход Х1 замкнуть на массу (корпус) через резистор 1 мОм, резистором R9 выставить стрелку на шкале прибора в среднее положение. Корректировку можно выполнить резистором R1.

Данные об текущих измерениях высоковольтного оборудования следует занести в журнал для сравнения показаний со следующими измерениями.

Снимок3

Печатная плата устройства монтируется в подходящем корпусе типа «мыльница» -штырь Х1 из телескопической антенны крепится на плате, на верхней части корпуса прибора крепится гальванометр PA1 светодиод HL1 и кнопка «Вкл».

Подключение к аккумулятору выполнено многожильным проводом, в изоляции, с установкой зажимов типа «Крокодил».

СКАЧАТЬ… печатную плату…

Оцените статью