Схема задержки вкл/выкл стоп-сигналов

Схема задержки вкл/выкл стоп-сигналов

Друзья, есть такая интересная схема. Поведал один товарищ. Я не долго думая согласился помочь человеку и развел схему в Lay. Себе естественно я сделал эту схему, но не для стопов, а для индикатора уровня омывающей жидкости. Объясню подробней- когда жидкость в баке закончится, индикатор загорится и будет мигать, но через некоторое время погаснет чтобы не мозолил глаза.

Для чего изначально эта схема, вот выдержка из статьи:

«В крупных городах пробки на автодорогах уже давно стали привычным явлением. Если дорога имеет даже небольшой уклон во время ожидания в пробке приходится длительное время держать нажатой педаль тормоза. Как известно, нажатое состояние этой педали индицируется зажиганием задних ламп стоп-сигнала.

Если зимой или даже летней ночью это не опасно, то в жаркий солнечный день задние фонари нагреваются на столько, что могут перегореть не только сами лампы, но и оплавиться пластмассовые корпуса задний фонарей.

Поэтому, желательно, чтобы при длительном нажатии на педаль тормоза задние фонари выключались через несколько секунд. А после даже кратковременного отпускания педали, при её следующем нажатии включались снова»

На рисунке показана схема простого реле времени, ограничивающего продолжительность непрерывного горения ламп стоп-сигнала.

Схема задержки вкл/выкл стоп-сигналов

В схеме использованы наиболее доступные, в настоящее время, детали. При нажатии на педаль тормоза S1 на схему подается напряжение. Конденсатор С1 в это время разряжен и напряжение на нем около логического нуля. Поэтому на выходе логического элемента D1 есть логическая единица, которая открывает транзисторный ключ на VT1 и VT2 и тот подает питание на обмотку реле Р1, контакты которого включают лампы стоп-сигнала.

Конденсатор С1 постепенно заряжается через R1 и как только напряжение на нем достигает уровня логической единицы на выходе D1 появляется нуль. Это закрывает транзисторный ключ и выключает реле Р1, которое выключает лампы стоп-сигнала.

Опытым путем было замерено, что с емкостью С1 (22 мкФ) обеспечивает время отключения до 15 секунд!

Поэтому для увеличения времени либо увеличиваем емкость, либо увеличиваем номинал подстроечного резистора! Я увеличил емкость до 220 мкФ.



Если педаль отпустить- схема обесточивается и происходит ускоренная разрядка конденсатора С1 через цепь VD1-R3. Поэтому схема очень быстро переходит в исходное состояние. В качестве элемента D1 можно использовать любой логический инвертор серии К561, К1561 или CD40.

При отпускании педали в любой момент вся схема (и лампы, если они были включены) быстро обесточивается. При следующем нажатии схема начинает с исходного состояния и выше описанный процесс повторяется.

Разводка платы (по общей массе):

Схема задержки вкл/выкл стоп-сигналов

Снимок37

Снимок38

Схема задержки вкл/выкл стоп-сигналов

Видео работы:

А теперь немного отсебятины.

Минус дефолтной схемы в том, что реле нормально разомкнуто! Если вдруг микросхема выйдет из строя как и отдельный элемент схемы- стопы гореть не будут. Какая нахрен тут безопасность, спросите вы!
Но пообщался сегодня с электронщиком на работе, мало того что он разжевал работу схемы, так еще и нашел решение, как переделать схему на нормально- замкнутое реле.

Микросхема К561ЛА9- содержит 3 логических элемента «И-НЕ», все кто изучал информатику в школе- знают что это такое. На выходе микросхемы мы получаем инвертированное сравнение входных напряжений. Поэтому при подаче питания на схему на выходе 6 появляется 1, а после зарядки конденсатора- 0. А нужно чтобы было да наоборот!

Схему переделать не трудно- надо инвертировать инвертированный сигнал, т.е. использовать еще один логический элемент микросхемы! Естественно реле нужно переключить на нормально замкнутое состояние, т.е. развести дорожку на другой пяточек.

Схема микросхемы:

Снимок40

Схема инвертирования сигнала:

Схема задержки вкл/выкл стоп-сигналов

И разводка под нее:

Снимок42

Насчет элементов- все они есть на схеме и их номиналы. Один момент- по питанию я поставил электролит на 100 мкФ и керамику на 0,047 мкФ. Желательно к этой схеме применить стабилизацию, Я этого не сделал так как не считаю нужным. Все неиспользуемые входы микросхемы нужно соединить с землей для исключения статики.

реле я взял OMRON 12 VDC 10 А.

Еще есть схема, аналогичная по принципу работы, но на 555 таймере:

Схема задержки вкл/выкл стоп-сигналов

Для регулировки времени задержки лучше использовать подстроечный резистор.
Схема сделана по общей массе, необходимо не забыть установить перемычку, изображенную синим цветом на схеме.

Схема задержки вкл/выкл стоп-сигналов

Схему разводил сам на скорую руку, но схема рабочая, проверено.

Автор; Антон Калинин

Рассказать друзьям:




Комментариев: 2 “Схема задержки вкл/выкл стоп-сигналов”

  1. Гость:

    Запрещается вносить какие либо изменения в рулевую,тормозную системы,а так-же в систему световой сигнализации… в пробке на уклон-подъем надо пользоваться стояночным тормозом.

  2. Гость:

    Представьте ситуацию когда вы экстренно тормозите с приличной скорости, а тут у вас сзади гаснут стоп-сигналы? Как сзади едущим водителям понять—тормозите вы или нет?

Написать комментарий