Друзья, есть такая интересная схема. Поведал один товарищ. Я не долго думая согласился помочь человеку и развел схему в Lay. Себе естественно я сделал эту схему, но не для стопов, а для индикатора уровня омывающей жидкости. Объясню подробней- когда жидкость в баке закончится, индикатор загорится и будет мигать, но через некоторое время погаснет чтобы не мозолил глаза.
Для чего изначально эта схема, вот выдержка из статьи:
«В крупных городах пробки на автодорогах уже давно стали привычным явлением. Если дорога имеет даже небольшой уклон во время ожидания в пробке приходится длительное время держать нажатой педаль тормоза. Как известно, нажатое состояние этой педали индицируется зажиганием задних ламп стоп-сигнала.
Если зимой или даже летней ночью это не опасно, то в жаркий солнечный день задние фонари нагреваются на столько, что могут перегореть не только сами лампы, но и оплавиться пластмассовые корпуса задний фонарей.
Поэтому, желательно, чтобы при длительном нажатии на педаль тормоза задние фонари выключались через несколько секунд. А после даже кратковременного отпускания педали, при её следующем нажатии включались снова»
На рисунке показана схема простого реле времени, ограничивающего продолжительность непрерывного горения ламп стоп-сигнала.
В схеме использованы наиболее доступные, в настоящее время, детали. При нажатии на педаль тормоза S1 на схему подается напряжение. Конденсатор С1 в это время разряжен и напряжение на нем около логического нуля. Поэтому на выходе логического элемента D1 есть логическая единица, которая открывает транзисторный ключ на VT1 и VT2 и тот подает питание на обмотку реле Р1, контакты которого включают лампы стоп-сигнала.
Конденсатор С1 постепенно заряжается через R1 и как только напряжение на нем достигает уровня логической единицы на выходе D1 появляется нуль. Это закрывает транзисторный ключ и выключает реле Р1, которое выключает лампы стоп-сигнала.
Опытым путем было замерено, что с емкостью С1 (22 мкФ) обеспечивает время отключения до 15 секунд!
Поэтому для увеличения времени либо увеличиваем емкость, либо увеличиваем номинал подстроечного резистора! Я увеличил емкость до 220 мкФ.
Если педаль отпустить- схема обесточивается и происходит ускоренная разрядка конденсатора С1 через цепь VD1-R3. Поэтому схема очень быстро переходит в исходное состояние. В качестве элемента D1 можно использовать любой логический инвертор серии К561, К1561 или CD40.
При отпускании педали в любой момент вся схема (и лампы, если они были включены) быстро обесточивается. При следующем нажатии схема начинает с исходного состояния и выше описанный процесс повторяется.
Разводка платы (по общей массе):
Видео работы:
А теперь немного отсебятины.
Минус дефолтной схемы в том, что реле нормально разомкнуто! Если вдруг микросхема выйдет из строя как и отдельный элемент схемы- стопы гореть не будут. Какая нахрен тут безопасность, спросите вы!
Но пообщался сегодня с электронщиком на работе, мало того что он разжевал работу схемы, так еще и нашел решение, как переделать схему на нормально- замкнутое реле.
Микросхема К561ЛА9- содержит 3 логических элемента «И-НЕ», все кто изучал информатику в школе- знают что это такое. На выходе микросхемы мы получаем инвертированное сравнение входных напряжений. Поэтому при подаче питания на схему на выходе 6 появляется 1, а после зарядки конденсатора- 0. А нужно чтобы было да наоборот!
Схему переделать не трудно- надо инвертировать инвертированный сигнал, т.е. использовать еще один логический элемент микросхемы! Естественно реле нужно переключить на нормально замкнутое состояние, т.е. развести дорожку на другой пяточек.
Схема микросхемы:
Схема инвертирования сигнала:
И разводка под нее:
Насчет элементов- все они есть на схеме и их номиналы. Один момент- по питанию я поставил электролит на 100 мкФ и керамику на 0,047 мкФ. Желательно к этой схеме применить стабилизацию, Я этого не сделал так как не считаю нужным. Все неиспользуемые входы микросхемы нужно соединить с землей для исключения статики.
реле я взял OMRON 12 VDC 10 А.
Еще есть схема, аналогичная по принципу работы, но на 555 таймере:
Для регулировки времени задержки лучше использовать подстроечный резистор.
Схема сделана по общей массе, необходимо не забыть установить перемычку, изображенную синим цветом на схеме.
Схему разводил сам на скорую руку, но схема рабочая, проверено.
Автор; Антон Калинин