ШИМ — регулятор оборотов вентилятора

ШИМ - управление очень часто применяется для управления двигателями постоянного тока, от детских электромобилей до регулировки оборотов кулера.

ШИМ — управление очень часто применяется для управления двигателями постоянного тока, от детских электромобилей до регулировки оборотов кулера. В нашей схеме задающим звеном является таймер 555, который подключен по схеме генератора прямоугольных импульсов.

Управление производится с помощью мощного полевого транзистора, который в схеме не критичен и можно заменять в довольно широких пределах — IRFZ24, IRFZ40, IRFZ44, IRFZ46, IRFZ48, IRF3205, IRL3710, IRL3705, IRF1404 и им подобные, в общем аналогов куча.

ШИМ - регулятор оборотов вентилятора



Регулировка оборотов вентилятора происходит довольно плавно, благодаря принципу ШИМ-управления, для увеличения/уменьшения оборотов просто нужно крутить переменный резистор.

Полевой транзистор нужно установить на теплоотвод, которым может являться и кузов автомобиля, но в таком случае транзистор изолируется от кузова с помощью слюдяной изолирующей прокладки.

ШИМ - регулятор оборотов вентилятора

Переменный резистор с номиналом 10 килоом с мощностью 0,5 ватт, можно 0,25-1 ватт. Номинал этого резистора (сопротивление) может отклоняться в ту или иную сторону в районе 50-70% — от 4,7кОм и вплоть до 20 кОм.

При желании схему можно собрать и поверхностным монтажом, хотя из-за минимального количества комплектующих элементов размеры самой схемы могут быть не более спичечного коробка.

ШИМ - регулятор оборотов вентилятора

Для удобного монтажа таймер желательно установить на специализированную пластмассовую петлю — для быстрой замены без использования припоя и паяльника.

Автор; АКА КАСЬЯН

.

Рассказать друзьям:




Комментариев: 2 “ШИМ — регулятор оборотов вентилятора”

  1. Юра:

    Это ШИМ однозначно не преднозначен для управления индуктивной нагрузкой(коллекторным электродвигателем). Нагрузите его хотя бы мотором от жигулёвской печки мощностью в 40 Вт и выходной транзистор сам медленно но уверенно станет обогревать салон машины даже на радиаторе… Вот для светодиодов или лампы накаливания он подойдёт, то есть эта схема для АКТИВНОЙ нагрузки…
    Я делал для регулирования оборотов печки подобные ШИМы и сильный нагрев выходного транзистора даже на радиаторе мне ни как не давал покоя… Порывшись в инете нашёл схему и к своему шиму приклеил три выходных транзистора по этому образцу, с ухмылкой — всё равно будет греться…. Но результат друга в его машине да и меня тоже… Два транзистора IRF3205 тянут мотор 90 Вт очень даже хорошо на небольшом радиаторе…. На этом видео транзисторы IRFZ44, немного греются…

    Конкретно для жигулёвского мотора печки в 40 Вт нарисовал схему с одним выходным транзистором
    https://www.youtube.com/watch?v=seKDukHQ_uU

    Есть обе схемы с платами, не жалко — yurba07@mail.ru

  2. Пилот:

    Это не ШИМ регулятор в полном смысле слова.
    Индуктивную нагрузку им действительно коммутировать нельзя, нет мощного обратного диода, который должен пропускать ток индуктивной нагрузки, когда ключ заперт.
    Без параллельного диода, энергия, накопленная в индуктивности, будет уходить на нагрев транзистора, который начнёт работать в режиме лавинного пробоя. В таком режиме он будет греться, а нормального крутящего момента не получите.
    В любом случае, схема потребляет ток прямоугольными импульсами большой амплитуды, которые будут вызывать выбросы и звон на шине питания ИМС и на стоке транзистора — нужен хороший электролит.

Написать комментарий