Кнопка «спасибо / извините» для автомобиля

кнопка(2)

Водители, как и многие другие существа, для общения часто пользуются своеобразной сигнальной мимикой. У тетерева, — это хвост, у камбалы — плавники, а у водителя — фары. Чтобы предупредить коллегу о том что на дороге дежурит «злой гаишник» или попро­сить пропустить, пользуются главным све­том. У большинства машин чтобы мигнуть фарами достаточно кратковременно потянуть на себя подрулевой рычажок. Это удобно и практически никак не отвлекает от управ­ления. Но, вот, благодарят или извиняются водители включая на несколько секунд ава­рийную сигнализацию (это когда мигают одновременно все «повороты»). В большом городе пользоваться «аварийкой» («прости­те», «спасибо») приходится довольно часто, а вот место положения данной полезной кнопки зачастую выбрано не удобно. Например, в машине «ВАЗ-2110» эта кнопка расположена на консоли возле часов или компьютера, её не всегда с первого взгляда удается найти. Аналогично и на многих иномарках. Нужно отвлекаться от управ­ления, искать её глазами, к тому же требуется два действия, — раз нажать чтобы её включить и еще раз чтобы её выключить. Не удивительно, — ведь она не предназначена для активного использования во время дви­жения.

По моему мнению, в машине должна быть кнопка, которая при одном нажатии давала бы два-три мигания «поворотов» и только, она должна быть расположена в легко доступном месте, не требующим отвлечения от управления машиной. Естественно, что это только как дополнение к основной систе­ме аварийной сигнализации.

Кнопку «спасибо/извините» можно размес­тить на козырьке приборной панели, на рычажке «поворотов» или в другом очень легко доступном месте. А в «десятке» на мой взгляд самое удобное для неё место, — это пустая заглушка слева над клавишей вклю­чения главного света. Заглушку можно снять и просверлив ней небольшое отверстие поставить туда красную кнопочку тумблер­ного типа или «домофонную».



Заниматься доработкой штатной системы сигнализации я не стал, а сделал самостоя­тельное устройство, включающее при помо­щи двух реле все сигналы поворота.

Работает просто. В удобном и доступном месте установлена кнопка. Раз нажал, и поехал дальше. Схема сама мигнет сколько надо и выключится.

нажмите на картинку для увеличения…

Схема состоит из одновибратора и мульти­вибратора. Оба — на одной микросхеме типа К561ЛА7. Мультивибратор сделан на её элементах D1.3 и D1.4. От его частоты зависит быстрота мигания ламп. Импульсы с выхода этого мультивибратора поступают на ключ на транзисторе VT1, а в его коллектор­ной цепи включено два реле К1 и К2. Контакты этого реле подключены так, что при подаче тока на их обмотки они подают ток на лампы левого и правого сигналов поворотов. Ток через обмотки прерывается, поэтому и лампы мигают.

Число миганий зависит от того сколько времени после нажатия кнопки работает мультивибратор, ну и, конечно, от частоты мигания. Этим заведует одновибратор на элементах D1.1 и D1.2. Пока кнопка S1 не нажата на выходе элемента D1.1 присутству­ет логический ноль. Этот ноль держит мультивибратор, и на его выходе есть тоже ноль, транзистор закрыт, реле выключены.

При нажатии кнопки S1 на выводе 2 D1.1 появляется логический ноль, который запус-кает одновибратор. На выходе D1.1 форми­руется одиночный положительный импульс, длительность которого зависит от параметров цепи C2-R2-R3. В течение его действия мультивибратор D1.3-D1.4 работает и гене­рирует импульсы, поступающие на ключ VT1, а реле мигает сигналами поворота.

На схеме показана часть схемы автомобиля в части управления сигналами поворота. Показано штатное реле, лампы и подрулевой переклю­чатель. По питанию дополнительная схема подключается практически к контактам 49 и 31 этого реле. А контакты реле К1 и К2 подклю­чаются к контактам подрулевого переключа­теля. В общем, учитывая расположение всего перечисленного в левой части салона автомо­биля, то можно дополнительную схему располо­жить прямо на монтажном блоке, который открывается крышкой слева от руля, снизу (имеется в виде машина ВАЗ-2110 до 2006 года выпуска). Либо внутри приборной панели за той же крышкой (там очень много места и есть куда прикрутить лишний кронштейн). Саму кнопку нужно вывести в более доступное место, как уже сказал, мне кажется более удобным на заглушку выше клавиши главного света.

Реле К1 и К2 типа BS-115-1C с обмотками на 5V. Так как номинальное напряжение питания 12-13V, то обмотки реле включены последова­тельно (10V), а оставшиеся 2-3V компенсиро­ваны резистором R8. Можно использовать реле с обмотками на 6V, тогда резистор R8 не нужен

Или взять реле с обмотками на 12V, — в таком случае включить их параллельно. Микросхему К561ЛА7 можно заменить зару­бежным аналогом. Использовать К176ЛА7 не желательно из-за меньшей надежности.

Кнопка должна быть замыкающей, без фиксации замкнутого состояния. Монтаж выполнен на печатной макетной плате размерами 60×70 мм. На этой плате располо­жены все детали кроме кнопки. Крепление в машине — кронштейном за край платы.

Налаживание заключается в установки продолжительности сигнала и частоты мигания. Делать это нужно уже на машине, чтобы видеть как это будет выглядеть, поэтому, резисторы R3 и R5 подстроечные. Сначала, удерживая нажатой кнопку, резистором R5 установите желаемую частоту мигания ламп, желательно почти такую же как при включенной «аварийке». Затем, отпустите кнопку и подождав не менее 10 секунд нажмите её и отпустите. Делая так несколько раз подстройте резистор R3 так, чтобы после каждого нажатия-отпускания кнопки было три мигания. Если хотите больше или меньше, — сделайте больше или меньше.

Аналогичное устройство можно установить в практически любой другой автомобиль.

Рассказать друзьям:




Написать комментарий