Импульсный преобразователь для питания усилителя в авто

Схема

Данное устройство является достаточно актуальным для тех, кто хочет оснастить свой автомобиль качественной, а главное – недорогой акустикой. Всем известно, что для абсолютно любого хорошего усилителя, мощность которого около 30Вт или более, напряжения при заглушенном или заведенном двигателе (13.8В и 12В) хватать не будет.

Данный Импульсный преобразователь используется для питания усилителя 4х50Вт + 150Вт. Отсюда принято решение делать 2 двухполярных напряжения на выходе +/- 25В и +/- 45В. Так же необходима стабилизация данного напряжения, чтобы оно не выходило за допустимые пределы.

Импульсный преобразователь в авто

На рисунке выше, вы прекрасно можете видеть сравнения бракованного от качественного транзистора. У детали слева стерта его начальная маркировка, а нанесена новая.

Для решения данной проблемы предлагаются следующие решения:

1) Конечно же, установка дополнительных аккумуляторов и генераторов
2) Пайка достаточно мощного усилителя на базе TDA1562Q
3) И наконец, самый сложный – сборка импульсного преобразователя напряжения.

Все решения можно встретить в реальности, если же вы любите преодолевать сложности, то данная статья отлично подойдет для вас.
Для сборки схемы подобраны следующая элементная база: Транзисторы IRF3205 – 100А, Контроллер широтно-импульсной модуляции – марка SG2525/SG3525. Питается 8-35В, работает на частоте 100Гц – 500кГц. Есть различные регулировки, а так же режим “софтстарта”. Такой контроллер стоит около 30 рублей.

Контроллер широтно-импульсной модуляции.

Импульсный преобразователь
Данная схема, для простоты сборки, выполнена отдельным модулем.
Схема выполнена с одной ошибкой – сопротивление резистора R2 должно быть 120 Ом.

Описание работы схемы:

Сигнал с выхода контроллера широтно-импульсной модуляции идет на входы транзисторов VT2VT3, а так же VT4VT5, а затем, подается на затворы силовых ключей через резисторы. Резисторы являются ограничительными, они выполняют сглаживание фронтов импульса для снижения ВЧ помех. VT1 – транзистор, который управляет режимом работы данного контроллера. Тут есть две ситуации: если подается высокий уровень сигнала на вход SHDN, то преобразователь запускается, если подается низкий уровень сигнала – происходит остановка.

Рабочая частота преобразователя 35кГц. Резистор R1 служит для ее регулировки.

Импульсный преобразователь для питания усилителя в авто схема фото
На рисунке выше представлена силовая часть устройства.

Полностью комментировать ее нет смысла. Один важный момент – резистор R1 производит регулировку глубины обратной связи.
Рисунок печатных плат для схем представлен ниже:

Импульсный преобразователь для питания усилителя в авто

Силовые транзисторы обязательно устанавливают на радиатор. Радиатор подключают к общему проводу для того, чтобы уменьшить помехи. С диодами и выпрямителем выполняют аналогичную процедуру.

Обмотка трансформатора:

Лучше всего подходят “забугорные” ферритовые кольца, но иногда обходятся несколькими кольцами, склеенными вместе. После склеивания колец их наружные и внутренние кромки верхнего и нижнего кольца скругляют. Скругляют обычно наждачкой для того, чтобы не повредить изоляцию проводов при обмотке трансформатора.

Для качественной обмотки используют провод 0.63мм косой в несколько жил.  Первичная обмотка. Берут 4 косы по 4 провода в каждой. Мотают 4 витка, при этом равномерно распределяя по всей площади. Затем делят пополам, тем самым получая первичную обмотку. Данный способ достаточно эффективен. Он позволяет добиться симметричности обмотки и равномерности электромагнитного поля.

После переходят к вторичной обмотке. Она мотается в 2 косы по 3 провода. Диаметр берут тот же. Потом хорошо зачищают концы и припаивают трансформатор, учитывая фазы обмотки. Дроссели L1-L4 перематываются на ферритовых стержнях. Дроссели L5 состоят точно из такой же конструкции. Мотается он косой из 4 аналогичных проводов.

Монтаж:
Данный преобразователь разрабатывают под корпус блока питания от компьютера. Из-за этого есть несколько особенностей: силовые дорожки +12В делают максимально короткими и широкими. Их так же необходимо хорошо пролудить. Именно от этого зависит КПД.

Общий провод устройства соединяют с массой только через источник сигнала, в противном случае, на вход усилителя будут поступать большое количество помех.

Особенности настройки устройства:

Потребление тока при включенном питании, должно находиться в пределах 10-20мА. Если это выполняется, то резистором R1 доводят напряжение на выходе до номинального значения. Затем на плате контроллера широтно-импульсной модуляции достигают маленького потребления тока. Потребление не должно превышать 250мА. В противном случае, если данный преобразователь потребляет больше, то проблема заключается в межвитковом замыкании трансформатора. Для решения проблемы трансформатор снова мотают.

На выходе и входе устройства, в основном устанавливают только электролитические конденсаторы. Если же использовать обычные то, они могут выйти из строя.Снимок33

На рисунке выше видно косу. В данном случае это скрученные провода. Для их смотки привязывают одни концы провода к чему-то неподвижному. Концы с другой стороны зажимают и крутят небольшими оборотами.
Ниже представлены фотографии готового устройства:

Импульсный преобразователь для питания усилителя в авто Снимок32
Силовой модуль устройства:

Снимок28 Импульсный преобразователь для питания усилителя в авто Снимок30

Архив к статье: Печатки в Proteus…

Оцените статью