Делаем электронное реле системы охлаждения

Делаем электронное реле системы охлаждения

Электровентилятор просто необходим для охлаждения двигателя, особенно когда на улице жара, а вы стоите в пробке. Итак в этой статье поговорим как сделать электронное реле системы охлаждения для ВАЗ-2103…2108 и не только. Для включения электровентилятора  применяется датчик ТМ108 (в качестве реле).
И именно этот датчик выходит из строя, у него подгорают контакты, которые включают вентилятор. Так как восстановить этот датчик невозможно, придётся каждый раз покупать новый. Чтобы избежать этой проблемы, можно самому сделать электронное реле, которое будет служить вам много лет.

Делаем электронное реле системы охлаждения



Схема устройства ниже:

Делаем электронное реле системы охлаждения схема

И так для изготовления такого реле нам понадобится:

VT1, VT2 — Биполярный транзистор КТ315Б, кол. 2
VT3 — Биполярный транзистор КТ816А, кол. 1
VD1 — Стабилитрон Д813, кол. 1
R8 — Терморезистор ТМ106, кол. 1
R7 — Резистор 82 кОм, кол. 1
R3,R2 — Резистор 3.3 кОм, кол. 2,
R4 — Резистор 10 кОм, кол. 1
R5 — Резистор 150 Ом, кол. 1
R6 — Резистор 30 кОм, кол. 1
R1 — Резистор  300 Ом, кол. 1
K1 — Реле PC-527, кол.  1
M1 — Электромотор, кол.  1

В устройстве применяется терморезистивный  датчик ТМ106, он контролирует температуру двигателя. Триггер Шмита являясь основным узлом, построен на 2-х транзисторах типа КТ315Б (в схеме V1, V2). Вход триггера через резистор на 82 кОм (R7)  подключен к самому датчику.  Резистор (R8) применяется для установления порога срабатывания реле, когда температура достигает 92°С- 94°С.

С коллектора транзистора КТ315Б  (VT2) сигнал управления подается на базу транзистора KT816A (VT 3). Этот же транзистор включает реле РC-527 ( К 1) электровентилятора M1 охлаждения двигателя. Стабилитрон D813 (VD 1) служит для предотвращения ложных срабатывания реле, когда колеблется бортовое напряжение питания 12 В. Транзистор VT3 желательно установить на теплоотвод.

В качестве корпуса можете использовать корпус реле К1, но тогда дополнительный теплоотвод для транзистора КТ816 уже не нужно, хватит поставить его под винт, и все наше охлаждение готово.

 

Рассказать друзьям:




Комментариев: 5 “Делаем электронное реле системы охлаждения”

  1. Александр:

    абсолютно глупая и в добавок неграмотная схема… а чтобы исключить подгорание контактов термореле, достаточно включить в стандартную схему включения вентилятора, промежуточное реле. Для этого будет необходимо добавить всего пару проводников. И еще… НЕ ИЗОБРЕТАЙТЕ ВЕЛОСИПЕД ГОСПОДА!!!

    • Алексей:

      Нормальная и грамотная схема, сам собирал и ставил на классику,а к вашему вниманию, Александр, велосипеды до сих пор изобретают и спортивные и лежачие и т.д.

  2. Алексей:

    Конечно не рабочая, транзистор VT1 всегда притянут к «земле» не зависимо от состояния резистора, поэтому VT1 закрыт, с коллектора снимаем снимаем сигнал,VT2 открыт и открывает VT3 и реле в итоге включает вентилятор на постоянную независимо от температуры. Схема будет рабочей если задать начальное смещение резистором(который убрали, а узел забыли затереть=)

    • НН:

      незабывайте что на схеме непоказана цепь приходящего «плюса» с показометра тампиратуры на приборке

  3. Андрей:

    Проверял: не работает! Почитал про триггер шмитта: R2>R3 обязательно, параллельно R4 конденсатор, параллельно реле нужен диод. Надоело! Собрал на К554са3, заработала сразу.

Написать комментарий