Блок управления дхо на микроконтроллере

416-03

Требования предъявляемые к ДХО уже всем известны, в связи с этим и было разработано,  ну и изготовлено тоже,  данное устройство (далее будем называть его автомат), которое управляет штатными и дополнительными противотуманными фарами и обладает многими приоритетными функциями, по сравнению с другими схемами данного рода.

  1. Лампы Дхо включаются плавно
  2. При включении главных фар или габаритов, лампы Дхо отключаются.
  3. Имеется возможность выбора яркости свечения Дхо, четыре режима.
  4. Автоматическая настройка включения ламп Дхо, по частоте оборотов двигателя (тахометра) или по напряжению АКБ.

Само устройство — автомат (рис.1) собран на микроконтроллере PIC12F683 (DD1). В работе микроконтроллера использованы  модуль ССР (в режиме ШИМ),  внутренний тактирующий  RC-генератор с частотой 4 МГц и модуль компараторов. Кроме микроконтроллера в состав данного изделия входит источник питания с защитой от коротких замыканий (цепочка F1VD1C1DA1C2C3) и бросков тока, а также ограничители входных сигналов тахометра (цепочка R1VD2R5R6VT1), габаритные огни (цепочка R7R8C6VT2R9), ну и сдвоенный драйвер на (DA2).

Рис 1

Ну теперь рассмотрим по-подробней работу нашего автомата. При включении зажигания, со стабилизатора DA1 напряжение плюс 5 вольт подаётся на основную часть схемы.  От аккумулятора автомобиля через цепочку R10C7C8 происходит запитка драйвера DA2, эта цепь предстовляет собой фильтр низкой частоты, частота среза у которого около 280 Гц.  Бортовая сеть напрямую подаётся, через сопротивления R11 и  R12 на затворы транзисторов VT3 и  VT4, а также на их истоки.

Из следующих нижеописанных условий осуществляется процедура плавного включения Дхо.



На выв.4 DD1 должно присутствовать напряжение близкое к напряжению питания DD1, что соответствует отключенным габаритным огням автомобиля. Также должно быть выполнено любое из следующих условий. Напряжение на входе компаратора (выв.7 DD1) должно превышать величину 3,44 В, что должно соответствовать значению напряжению в бортовой сети автомобиля при работающем двигателе и соответственно генераторе автомобиля. Это значение напряжения, как правило, 13-13,5 В выставляется предварительной регулировкой подстроечного резистора R3. Другим возможным условием для включения ламп ДХО является импульсная последовательность на  выв.2 DD1, поступающая через ограничитель – формирователь   (R1VD2R5R6VT1) с контакта 2 разъёма Х1 (сигнал от тахометра), частота которой  должна превышать значение в 16 Гц, что для  четырёхтактного ДВС составляет 480 об/мин.

Из вышеописанных условий происходит плавное включение ламп Дхо (приблизительно 2 секунды), также зависит и режим яркости ламп, который вы выберете из четырех…Выставляются режимы перемычками  S1 и S2 так;

  1. Если перемычки не ставить вообще, то свечение ламп будет на 36% от полной яркости.
  2. Если стоит перемычка S1, то свечение будет на 50% от полной.
  3. Если поставить S2, то свечение будет на 75%.
  4. Если установить две перемычки S1 и S2, то яркость будет 99% от полной яркости свечения ламп Дхо.

Для определения  работы 4-хтактного ДВС автомобиля необходимо  сигнальный провод с тахометра подключить к контакту  2 разъёма Х1. Если сигнальный провод подключается к прерывателю номинал резистора R1 необходимо увеличить до 120 кОм. Если провод тянуть по каким-то причинам не желательно или получается, то налаживание автомата сводится к установке величины порогового напряжения, сигнализирующего  о работе двигателя автомобиля. Необходимо помнить, что указанную ниже процедуру необходимо проводить при хорошо заряженной АКБ.  Для налаживания необходимо ползунок подстроечного резистора R3 на плате автомата вывернуть в нижнее по схеме положение. Включить только зажигание. Если через 1,5-2 с лампы ДХО включатся, необходимо снизить номинал резистора R4 до 2,7 кОм и повторить процедуру налаживания. Если лампы не включатся, то необходимо запустить двигатель автомобиля. Далее, плавно вращая ползунок резистора R3  вверх по схеме,  не забывая при этом о временной задержки, добиться включения ламп. Если после проведения этой процедуры при последующем включении только зажигания, лампы не включатся, процедуру налаживания можно считать законченной. Если же лампы включатся, ползунок резистора необходимо дальше плавным вращением продолжить выводить в верхнее положение, до включения ламп ДХО.

Если в качестве ламп ДХО планируется использовать штатные фары автомобиля, то тогда помимо автомата около каждой фары придётся установить узел (рис.2) в состав которого входит автомобильное реле и два развязывающих диода.

Рис 2

Детали монтируем на  плате из стеклотекстолита 1 мм. Чертеж печатки показан на рисунке 3.

В качестве разъёма Х1 использованы 2-х и 3-х контактные  клемники 305-021-12 с шагом 5 миллиметров. Подстроечный резистор – PVC6A102. Перемычка на плате между контактом 6 разъёма Х1 и стоком транзистора VT4 должна быть сечением не менее 0,5 кв.мм. Микросхемы DD1  и DA2 для большей надёжности лучше впаять непосредственно в плату автомата, разумеется, предварительно запрограммировав микроконтроллер DD1. Транзисторы устанавливаем без теплоотводов, благодаря драйверу DA2.

Рис 3

Если вы собираете данное устройство в коробочке, то обязательно поместите и закрепите вдали от движущих узлов автомобиля, вдали от влаги и грязи, под капотом авто. Для нормальной работы по питанию  используйте медного провода сечением 1.5 кв.мм.  В разрыв провода идущего от аккумулятора на контакт 5 разъёма х1, следует установить предохранитель 20-амперный (в схеме его нет)

Прошивка, материалы для статьи…СКАЧАТЬ

Рассказать друзьям:




Написать комментарий